Курсовая работа: Психологические особенности овладения конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Понятие «конструктивная деятельность», ее особенности………………..6
1.2. Особенности овладения конструктивной деятельностью детьми в дошкольный период детства……………………………………………………19
1.3. Возможности овладения конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни…………………………………………………………..29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ……………………………………………………….34
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА (НА МАТЕРИАЛЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
2.1. Задачи констатирующего эксперимента…………………………………..36
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………………………...39
2.3. Рекомендации по совершенствованию развития конструктивной деятельности у детей экспериментальной группы…………………………….43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ……………………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….53
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………55
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время в отечественной педагогической, возрастной психологии и психологии детей особое значение отводится поиску резервов формирования мыслительной деятельности.
С позиции теории амплификации развития детей (А. В. Запорожец) важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование.
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки – для игры, поделки – для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования А.Н. Леонтьева (1995), Л.А. Парамоновой (1979). Н.Н. Поддъякова (1974). Э.А. Фарапоновой (1970) и др. В то же время, известно, что у детей четвертого года жизни конструктивные навыки и умения, праксис развиты еще недостаточно, он находится на пером этапе формирования. Следовательно, формирование конструктивной деятельности является актуальной проблемой, требующей углубленного исследования общих и специфических ее особенностей у детей четвертого года жизни.
Данной проблеме посвящали свои научные труды Д. Абдурасулов (1974), Б.И Пинский (1962), Е.А. Стребелева (1982, 1992), В.Т. Хохрина (1971), В.А. Шинкаренко (1983) и др. Необходимо отметить, что в отечественной психологической литературе рассматривались преимущественно отдельные стороны конструктивной деятельности в рамках игровой, учебной или трудовой деятельности. В центре внимания нейропсихологических исследований находились отдельные элементы или общий план мотивационных факторов конструктивной деятельности.
Цель исследования – изучение психологических особенностей конструктивной деятельности детей четвертого года жизни.
В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи:
1. Исследовать общие и специфические особенности структуры конструктивной деятельности детей четвертого года жизни.
2. Изучить особенности развития и формирования некоторых видов конструктивной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Подобрать диагностические методики изучения особенностей овладения конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни.
3. Уточнить особенности овладения конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--