Курсовая работа: Развитие самосознания младших школьников в процессе обучения на основе разработки индивидуальной программы
Содержание
Введение
1. Изучение проблемы самосознания в психологии и педагогике
2. Младший школьный возраст и его особенности
3. Сравнение личностно-ориентированной и традиционной систем обучения
Выводы
Введение
Самосознания в младшем школьном возрасте остается одной из главных проблем в психологии. Многие ученые занимались исследованием данной проблемы, но единых теорий, определений в науке не существует.
Система всех представлений о себе, на основе которой человек строит взаимоотношения с людьми и относится к себе, называется "Я" - концепцией. Она выступает итогом работы самосознания человека. Поведение человека всегда, соотносится с его представлением о себе, и о том, каким он должен, хотел бы быть. Без самосознания человек немыслим, он не может формировать свое отношение к потребностям, мотивам, мыслям, не имеет представление об образе своего "Я". Без самосознания невозможно формирование успешной личности.
Над данной проблемой работали такие ученые, как У. Джемс, Д. Мид, Р. Бернс, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и многие другие.
Целью нашего исследования является изучение и корректировка составляющих учебного процесса, для более эффективного развития самосознания у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития самосознания в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: элементы традиционной и личностно-ориентированной системы обучения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературы, изучить проблему самосознания в разных областях знания.
2. Изучить особенности самосознания у младших школьников, обучающихся по различным программам и уровень его развития.
3. Определить элементы личностно-ориентированной и традиционной систем обучения, составить свою программу, способствующую развитию самосознания младших школьников.
4. Проследить и проанализировать динамику изменений уровня сформированности самосознания у младших школьников.
Гипотеза данного исследования:
Внедрении в процесс обучения элементов личностно-ориентированной и традиционной систем, будет способствовать развитию самосознания у младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, опросные методы, методы математической обработки данных.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования в будущем могут быть использованы в работе практическими психологами, учителями начальных классов, а также студентами, интересующимися данной проблемой.
1. Проблемы самосознания в психологии и педагогике
Любой из нас в жизни хоть раз задавал себе вопрос "Кто Я?" этот вопрос сугубо индивидуален, обращён внутрь личности, на него нельзя ответить объективно. Ведь каждый человек имеет свою внутреннюю структуру, которая определяется его индивидуальностью, руководит мыслями, поступками, одним словом каждый имеет своё "Я".
Система всех представлений о себе, на основе которой человек строит взаимоотношения с людьми и относится к себе, называется "Я" - концепцией. Она выступает итогом работы самосознания человека. Поведение человека всегда, так или иначе, соотносится с его представлением о себе, и о том, каким он должен, хотел бы быть.
Изучение самосознания представляет теоретический и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.
Человеческое "Я" явление социального и психологического порядка. Многообразие вопросов, порождает и множественность определений "Я", которые совсем не обязательно являются альтернативными, взаимоисключающимися. В психологическом словаре представлена следующая трактовка "Я": "Это компонент личности, отношение индивида к себе, включающее представление о своей индивидуальности; определённое единство интересов, склонностей; определяет самооценку и самоуважение".[40]
"Я" является продуктом самосознания, которое в свою очередь, трактуется в различных источниках по-разному. С.Л. Рубинштейн говорит, что самосознание – это личность как "Я", которая в качестве субъекта сознательно приписывает себе всё, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает на себя ответственность за них, в качестве автора и творца. [43]
И.С. Кон определяет самосознание как совокупность психических субъекта деятельности. А его представление о себе складываются в образе "Я". [20]
Мы же будем придерживаться следующего определения самосознания, как наиболее полного и четкого по И.И. Чесноковой: "Самосознание, – осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям, мыслям. Оно выражается в смысловой оценке субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков." [52]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--