Курсовая работа: Состояние экономики и финансов Республики Беларусь на современном этапе

В соответствии с принятой Программой деятельности Правительства, а также Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 1998 год, утвержденным Указом Президента страны, Совет Министров Республики Беларусь, являясь центральным органом государственного управления, осуществляет непрерывный анализ реального положения дел в экономике, контролирует функционирование всего народнохозяйственного комплекса в разрезе отраслей, министерств, объединений и регионов, принимает необходимые оперативные меры.

1. Общая оценка выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития за 8 месяцев 1998 года

Итоги работы народнохозяйственного комплекса за январь-август 1998 года показывают, что важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на 1998 год в основном выполняются.

(процент)

Показатели Прогноз на 1998 год Итоги за 8 месяцев
ВВП 107 - 108 111,0
Промышленность 108 - 109 112,0
Продукция сельского хозяйства 104 - 105 100,7

Производство товаров народного

потребления

110 - 111 120,6

Положительным моментом является рост инвестиций в основной капитал (127,3 процента за 8 месяцев, по прогнозу - 112 -- 113 процентов). При этом темпы роста инвестиций в производственную сферу (127 процентов) почти достигли значений непроизводственной сферы (128 процентов).

Таким образом, вопреки всем негативным предсказаниям оппонентов, и в текущем году экономика республики демонстрирует устойчивый рост.

В его основе как более полное использование ранее созданного производственного потенциала, так и освоение новых мощностей.

Существенное влияние оказывает сбалансированное государственное регулирование рыночных процессов, которое выступает как обязательный атрибут белорусской модели экономического развития.

Положительные сдвиги в экономике позволили сократить безработицу, повысить реальные денежные доходы населения, ускорить решение социальных вопросов.

Правительство, полностью контролируя ситуацию, вместе с тем признает: по отдельным направлениям есть проблемы, есть серьезные сбои.

Так, с марта текущего года по разным причинам лихорадит потребительский рынок и приходится прилагать дополнительные усилия по его стабилизации.

Крайне неблагоприятные (за весь послевоенный период) погодно-климатические условия этого года явились суровым испытанием для тружеников села, усложнили условия уборки, обусловили недобор валового сбора зерна.

Дискриминационная политика Запада в отношении белорусских товаров затрудняет преодоление дефицита внешней торговли.

Приходится преодолевать негативные последствия финансово-бюджетного и валютного кризиса в России.

Среди конкретных негативных моментов, которые сегодня требуют к себе максимум внимания со стороны Правительства следует выделить:

1.Инфляцию.

2.Дестабилизацию валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.

3.Дефицит торгового баланса

4.Снижение рентабельности предприятий реального сектора экономики.

5. Невысокий уровень жизни определенной части населения республики.

2. Вопросы финансовой и макроэкономической стабилизации

2.1. Инфляция. Ценовая политика

Индекс потребительских цен за январь-август составил 3,4 процента (при прогнозном среднемесячном значении на год 2 процента), в том числе за август — 3,8 процента.

Среди основных инфляционных факторов следует выделить нереализованный инфляционный потенциал, сформированный на конец 1997 года (индекс цен на промышленную продукцию на 25,1 процентных пункта превысил индекс потребительских цен).

Непосредственно на росте цен сказалось снижение обменного курса белорусского рубля. В итоге примерно 50 процентов прироста цен обусловлено “импортируемой инфляцией”. Свое воздействие на форсирование инфляции оказывают и параметры проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики.

Особо следует выделить отсутствие высокоэффективного противозатратного механизма (из-за слабой рыночной конкуренции, из-за проявлений монополизма), когда все мыслимые и немыслимые затраты, рост заработной платы без адекватного подъема эффективности производства и т.п. стремятся перенести на издержки производства, потом на цены и таким способом “свалить” все фантазии и потери на конечного потребителя.

Поэтому сегодня инфляция — в определенной степени еще и результат безответственности и бесхозяйственности, иногда — беззащитности перед поставщиком-монополистом.

Развитие инфляционных процессов в республике могло протекать еще более интенсивно, если бы государство не проводило взвешенную ценовую политику, направленную, с одной стороны, на сдерживание роста цен и тарифов (защищая уровень жизни населения), с другой - на преодоление диспропорций в уровнях цен, на ликвидацию перекрестного субсидирования.

Падение обменного курса российского рубля и рост цен на российском рынке в начале сентября резко обострили ситуацию на потребительском рынке. Возникла необходимость принятия ряда защитных мер, в том числе и ценовых подвижек, чтобы не оголить республиканский рынок. Но линия на защиту уровня жизни наших людей, на недопущение необоснованного роста цен, на индексацию доходов населения остается неизменной.

2.2. Стабилизация внутриреспубликанского потребительского рынка

Устойчивые темпы экономического развития позволяют стабильно наполнять товарами внутриреспубликанский потребительский рынок.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 252
Бесплатно скачать Курсовая работа: Состояние экономики и финансов Республики Беларусь на современном этапе