Курсовая работа: Традиционный ислам как образ жизни в современном мире
Оглавление
Введение
1. Роль мусульманского права в формировании образа жизни мусульман
1.1 Источники права
1.2 Основные отрасли мусульманского права
2. Ислам в эпоху глобализации
2.1 История взаимоотношений исламского мира и Европы
2.2 "Исламская Франция": пример локальной интеграции в глобальном мире
2.3 Социально- психологические аспекты жизни мусульман в немусульманской стране
3. Россия и исламский мир
3.1 Эволюция национальной политики: от СССР к РФ
3.2 Проблемы исламской инфраструктуры
4. Освещение ислама в российских и мировых СМИ
4.1 Объяснение истинного значения понятия "шахид"
4.2 Правовое регулирование отношений мусульман со СМИ
Заключение
Список литературы и источников
Приложение
мусульманский право исламский интеграция
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Ислам — не только одна из мировых религий, но и всеохватывающий образ жизни, включающий в себя верования и обрядовую практику, которые находят свое место в широком контексте регулируемых общественных отношений, экономических обязанностей и привилегий, политических идеалов и преданности своим общинам.
В современном мире исламский фактор играет огромную роль не только в культурном плане, но и в политическом, юридическом и экономическом. "Одной из ярчайших особенностей современного ислама, - пишет М.Хатами в своей книге "Ислам, диалог и гражданское общество",- выступает его готовность к диалогу. Речь может и должна идти о диалоге цивилизаций, о диалоге между Востоком и Западом, о толерантном взаимоотношении культур в наступившей эпохе. Мусульмане, призывающие к диалогу цивилизаций, сами являются носителями мощной цивилизации и богатой культуры. Они понимают отношения между людьми как отношения, основанные не насилие и принуждении, а на разумном подходе и диалоге. Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств".
Необходимо понимать, что между исламской цивилизацией или, точнее сказать, цивилизаций мусульман и нашей сегодняшней жизнью находится так называемая "западная цивилизация", на счету которой немало достижений и чьи последствия, особенно для тех, кто живёт за пределами западного мира, бессчетны. Наша эпоха – это эпоха преобладания западной культуры и цивилизации, что необходимо ясно осознавать. Однако для того, чтобы осознание было эффективным и полезным, необходимо пойти дальше просто поверхностного понимания этой цивилизации и постичь её теоретические начала и основополагающие ценности. Столь же необходимо и встречное движение. Общеизвестно, что последователи исламской религии являются одними из наиболее консервативных. За последние десятилетия, вступив в эпоху глобальных связей и интеграционных процессов, безусловно, образ жизни мусульман изменился. В своей работе я хотела рассмотреть, как на образ жизни обычных мусульман влияют такие факторы современной жизни как миграции, интернет, СМИ и информационная война, конфликты и прочее.
Данная тема является очень актуальной ввиду политический событий, имевших место за последние 20 лет. На мой взгляд, множество граждан нашей стране не знают истинного лица ислама. Традиционного ислама. СМИ мира и России обвиняют религию мусульман во многих проблемах современности, что является откровенной клеветой. Радикальные экстремисты, корумпированные службы и просто бандиты используют ислам как маску и прикрытие для их нелегальной, криминальной деятельности.
В своей работе я пытаюсь раскрыть так называемое понятие "исламский терроризм" и доказать, что понятие "шахид" имеет отличный смысл от того, в каком контексте его используют СМИ в России и мире. Особенно этот пункт актуален ввиду событий в московском метро в конце марта 2010 года.
Целью работы является изучить положение современного мусульманского общества в нашей стране и в мире в целом; выявить проблемы, волнующие, как и самих мусульман, так и окружающее их общество на фоне появившихся новых возможностей в эпоху глобальной интеграции. Так же рассмотреть, как мусульмане адаптируются в немусульманском обществе, странах Европы; а также какие причины являются основными для их миграции из мусульманских стран. Хочу отметить, что рассмотрела ситуацию в нашей стране более подробно, т.к. Российская Федерация объективно является уникальной страной с точки зрения многосотлетнего опыта проживания на одной территории приверженцев многих религий.
Таким образом, объектом исследования является современное мусульманское сообщество, приверженцы традиционного, фундаментального ислама; имеющее в себе, как и множество противоречий, так и уникальные и специфические черты, которые уникально вписываются в настоящие рамки современного мира. Предметом исследования является жизнь мусульманского сообщества за пределами привычной цивилизации (за рубежом, в частности в странах Европы), а также в РФ, где мусульманский этнос является вторым по величине.
Теоретические и методологические основы концептуализации ислама, мусульманского образа жизни были созданы в работах как зарубежных, так и отечественных мыслителей. Основой для теоретического анализа послужили работы Л. Р.Сюкияйнена, Р.И.Гайнутдина, Я. Н.Щапова,И. А.Крывилева, И.Миннуллина, Dr. H.U. Rahman ,Faraz Rabbani.Nuh Ha Min Keller и других авторов. А также Коран в переводе его смыслов Э.Кулиева (характерной особенностью перевода смыслов является максимальная близость к арабскому тексту, но не в ущерб смыслу и легкости понимания написанного). В ходе написания курсовой работы были использованы материалы конференции "Россия -исламский мир: партнёрство во имя стабильности"(24.09.2010),где мне выпала честь присутствовать в качестве слушателя. Также нормативно правовые акты РФ были изучены в рамках написания работы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--