Курсовая работа: Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация")

Введение

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для выживания и дальнейшего развития.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия ресурсов уступают место качеству продукции.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

I ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

1.1 Сущность, цели и задачи планирования качества продукции

Под планированием качества продукции понимается процесс разработки и принятия обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени.

Целью планирования качества продукции является обеспечение качества продукции, соответствующего установленным нормам и параметрам, и выявление направлений по повышению качественных характеристик.

В основе планирования качества должно находиться научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.

Планирование качества — всеобъемлющий процесс, который должен осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

Главные задачи планирования качества продукции таковы:

- обеспечить выпуск продукции с максимальным соответствием свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

- повысить технический уровень и качество продукции до уровня высших отечественных и зарубежных образцов;

- установить экономически оптимальные задания по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

- усовершенствовать структуру выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

- увеличить выпуск сертифицированной продукции;

- улучшить отдельные потребительские свойства уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, экономичность и др.);

- своевременно сократить выпуск или снять с производства морально устаревшую и неконкурентоспособную продукцию;

- увеличить выпуск продукции высшего качества;

- снизить материалоемкость изделий, повысить фондоотдачу;

- обеспечить строгое соблюдение требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации, своевременно внедрить вновь разработанные и пересмотреть устаревшие стандарты;

- разработать и реализовать конкретные мероприятия, обеспечивающие достижение заданного уровня качества;

- увеличить экономическую эффективность производства и использования продукции улучшенного качества.

1.2 Принципы планирования качества продукции и их реализация

Важными принципами планирования качества продукции являются:

- непрерывность, обусловленная постоянным повышением конкурентоспособности продукции предприятия, в результате чего планирование качества рассматривается не как единичный акт, а как постоянно возобновляющийся процесс составления планов по повышению качества продукции;

- научная разработка планов, предполагающая учет в планировании новейших достижений науки и техники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как существующих, так и перспективных);

- экономичность. Суть этого принципа состоит в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не превышать его;

- координация и интеграция плановой деятельности. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», т. е. между подразделениями одного уровня, а интеграция — «по вертикали», между вышестоящими и нижестоящими. В результате процесс внутрифирменного планирования качества приобретает необходимые целостность и единство — комплексность, предполагающую увязку в планах до качеству всех сторон деятельности предприятия (создание новой техники, внедрение стандартов, увеличение объема производства и д.р.)[4 стр. 94-95].

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 210
Бесплатно скачать Курсовая работа: Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация")