Курсовая работа: Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников

Введение

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих взаимоотношений, помочь обрести навыки общения, которые он пронесет через всю свою жизнь.

Особое значение в развитии навыков общения играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Исследования умственного развития детей и дошкольного возраста, проводившиеся А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгером, позволили установить, что в основе этого развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, в основном игровых, связанных с общением.

Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Актуальность проблемы исследования заключена в вопросе: какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на развитие у них навыков общения. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – Дети дошкольного возраста.

Предмет исследования – Групповые психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить, какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми дошкольного возраста влияют на развитие у них навыков общения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования выдвинут ряд гипотетических предположений:

1. Игра, как ведущий вид деятельности способствует развитию навыков общения у детей дошкольного возраста;

2. Навыки общения формируются при следующих условиях:

— развитии уровня самосознания у детей дошкольного возраста;

— желании детей участвовать в игре;

— условии передачи игрового опыта старшими дошкольниками младшим;

— выполнении детьми определенных норм поведения в сюжетно-ролевой игре;

— регулировании общения у детей дошкольного возраста в игре взрослым;

— применении эффективных психолого-педагогических методов организации руководства групповыми играми.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать существующие в психологической литературе представления о проблеме развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.

2. Выявить возрастные особенности развития уровня самосознания и навыков общения у детей 5-6 и 6-7 лет.

3. Определить условия развития навыков общения у детей дошкольного возраста в группе сверстников.

4. Разработать и апробировать рекомендации по организации руководства групповыми играми.

5. Определить эффективные психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по развитию навыков общения в группе сверстников у детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования явились три направления:

1. Анализ процессов общения, изучение диалогического характера ряда когнитивных процессов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия и др.).

2. Вопросы организации полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования его готовности к школьному обучению (Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Б. И. Хачапуридзе, Д. Б. Эльконин и др.).

3. Проблемы помощи в организации сюжетно-ролевых игр дошкольников (Г. И. Минская, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 245
Бесплатно скачать Курсовая работа: Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие навыков общения у старших дошкольников