Лабораторная работа: Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги
Тема: Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
Цель: Оценка транспортно-эксплуатационного состояния дороги по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, которые приняты за её потребительские свойства.
Порядок выполнения работы:
Ознакомиться с оценкой потребительских качеств дороги по комплексному показателю транспортно-эксплуатационного состояния дороги с помощью частных коэффициентов обеспеченности расчётной скорости.
Провести измерения и оценку транспортного состояния дороги по частным коэффициентам обеспечения расчетной скорости.
Определить частные коэффициенты обеспечения расчетной скорости.
Составить линейный график транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
1. Теоретический материал
Оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги осуществляют по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, которые приняты за её потребительские свойства.
Потребительские свойства дороги - совокупность её транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду.
К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешёнными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.
Потребительские свойства дороги или её транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дороги.
Интегральным показателем, наиболее полно отражающим все основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята скорость движения, выраженная через коэффициент обеспеченности расчётной скорости.
Коэффициент обеспеченности расчётной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (Vф max ), к базовой расчётной скорости (vрасч ):
За базовую расчётную скорость принята скорость vрасч = 120 км/ч.
Конечным результатом оценки является обобщённый показатель качества и состояния дороги (Пд ), включающий в себя комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КПД ), показатель инженерного оборудования и обустройства (Коб ) и показатель уровня эксплуатационного содержания (Кэ ):
Пд = КПд Коб Кэ .
Показатели Пд , КПД , Коб , Кз являются критериями оценки качества и состояния дороги.
Нормативным считается такое состояние дороги, при котором её параметры и характеристики обеспечивают значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния не ниже нормативного (КПД > КПН ) в течение всего осенне-весеннего периода. Допустимым, но требующим улучшения и повышения уровня содержания, считается такое состояние дороги, при котором её параметры и характеристики обеспечивают значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния в осенне-весенний период ниже нормативного, но не ниже предельно допустимого (КПН > КПД > КПП ). Недопустимым, требующим немедленного ремонта или реконструкции, считается такое состояние дороги, при котором значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги в осенне-весенний период ниже предельно допустимого (КПД < КПП ).
Нормативные и предельно допустимые значения обобщённого показателя качества и состояния дороги принимают равными соответствующим значениям комплексного показателя ТЭС АД (таблица 3.1)
Пн =КПн и Пп =КПп
Дорога, находящаяся в эксплуатации, полностью соответствует требованиям к качеству и состоянию, когда Пд > Пн , и находится в допустимом состоянии, когда Пн > Пд > Пп .
При других значениях показателей дорога находится в недопустимом состоянии.
За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают Коб = 1, который обеспечивается при наличии и соответствии требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного оборудования и обустройства дорог: дорожных знаков, ограждений, разметки, примыканий, пересечений автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок и площадок отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек в населённых пунктах, освещения.
За нормативную величину показателя уровня эксплуатационного содержания принимают Кэ = 1, который обеспечивается средним уровнем содержания автомобильных дорог.
Таблица 1 - Нормативные значения КПН (числитель) и предельно допустимые КПП (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог
Категория дороги |
Основная расчётная скорость, км/ч | На основном протяжении | На трудных участках местности | |
пересечённой | горной | |||
I-а | 150 | 1,25/0,94 | 1,0/0,75 | 0,67/0,50 |
I-б, II | 120 | 1,0/0,75 | 0,83/0,62 | 0,5/0,38 |
III | 100 | 0,83/0,62 | 0,67/0,50 | 0,42/0,33 |
IV | 80 | 0,67/0,50 | 0,50/0,38 | 0,33/0,25 |
V | 60 | 0,5/0,38 | 0,33/0,25 | 0,25/0,17 |
Главным этапом оценки качества и состояния дороги является определение показателя ее технического уровня и эксплуатационного состояния или комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния (КПд ) которое включает в себя оценку геометрических параметров поперечного профиля, плана и продольного профиля дороги, состояния покрытия и прочности дорожной одежды, продольной и поперечной ровности, сцепных качеств покрытий, состояния обочин, габаритов мостов и путепроводов, интенсивности и состава транспортных потоков, а также безопасности движения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--