Научная работа: Проблема ритмики "Слова о полку Игореве"

План работы

Введение

Глава первая «История вопроса»

Глава вторая «Родство «Слова о полку Игореве» с украинскими думами»

Глава третья « Проблемы ритмики «Слова»

Глава четвертая «Звуковая инструментовка «Слова»

Заключение

Введение.

Данная исследовательская работа посвящена изучению про­блемы ритмики в памятнике древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

Предметом нашего исследования является ритмический строй вышеназванного произведения.

В процессе работы нами были поставлены следующие цели и задачи:

1) выявить особенности ритмической организации языка «Сло­ва о полку Игореве»;

2) охарактеризовать средства, создающие данный тип ритмики;

3) определить эвфонии в ритмико-интонационном строе произведения.

Задачи:

1) анализ специальной литературы, раскрывающей особенности ритмико-интонационного строения произведения;

2) исследование звукового, синтаксического и лексического
строя « Слова о полку Игореве»;

3) обобщение и формулировка выводов проведённого ис­следования.

Для достижения поставленных целей и задач мы использовали аналитический, сравнительно-сопоставительный и культурологи­ческий методы.

Актуальность работы мы видим, прежде всего, в том, что тради­ции древнерусской литературы вызывают всё больший интерес у исследователей. Это можно объяснить тем, что, возвращаясь к истокам нашей литературы, мы пытаемся не только понять про­шлое, но и познать суть настоящего. Углубляясь в ритмический строй « Слова...», мы постигаем глубинный идейный замысел ав­тора .

Приобретённый опыт анализа ритмики «Слова о полку Игоре­ве» возможно использовать на уроках развития речи в старших классах, при аналитическом прочтении произведений современ­ной литературы.

Глава 1

Найденное в конце XVIII столетия, «Слово» до конца не открыто до сего времени. Сколько поэтов стремились передать поэтическое совершен­ство «Слова», но никто из них, авторов переводов и переложений, не остался целиком удовлетворенным. «Слово» переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей, многие другие русские поэты.

Не было ни одного крупного русского учёного филолога, который не писал бы о «Слове». Это работы академиков Б.Д. Грекова, М. Д. Приселкова, С.П. Обнорского. «Слово» стало фактом русской науки и русской литературы: интерес к «Слову» стимулировал занятия русской литературой 11-13 вв., историей русского языка и палеографией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской литературе на протяжении полутораста лет.

Всего в исследовательской литературе насчитывается более 700 работ о «Слове». Оно было переведено на большинство западноевропейских языков (французский, английский, немецкий, голландский, датский, венгерский, итальянский) и на все славянские (чешский, болгарский, словенский, сербский). Дорогие, великолепно исполненные и тщательно комментированные издания «Слова», говорят о напряжённом интересе к произведению.

Поэтому попытки поэтических открытий, интерпретаций продолжаются и будут продолжаться так же, как будут продолжаться изыскания исследователей-литературоведов, критиков, не­смотря на то, что о «Слове» написаны целые горы литературы.

На мой взгляд, одним из самых таинственных секретов поэтического мастерства авто­ра «Слова» является характер ритмического строя его речи. Ритмичность поэмы для подавляющего большинства ее современных знатоков кажется несомненной. Но совсем другое дело— проникновение в общий характер и тончайшие оттенки реального ритма произведения. Это, оказывается, очень нелегко, а мнения по этому вопросу во многом расходились. А меж­ду тем решение подобной задачи не кажется непреодолимым. Ведь в кон­це концов все ритмообразующие факторы каждого поэтического произве­дения находят материальное воплощение в речевом потоке.

Но коль понимание ритмики «Слова» — вопрос сложный, противоречи­вый, по-разному решавшийся разными знатоками в разное время, то начнем с истории этого вопроса. Работая со статьей С.Пинчука «Поэтика «Слова о полку Игореве» мы выяснили, что уже во второй половине 19 века в статье «О «Слове о полку Игореве» в Гамбургском журнале «De Spectateur du Nord», выпущенном в 1797 году, было указанно на стихотворно-поэтический характер «Слова» там оно было названо «отрывком из поэмы» («Fragment d, une poeme») Поэмой и героической песней назвали «Слово» его первые изда­тели России.

Один из первых исследователей «Слова» Шлецер написал, что памятник выполнен «поэтической прозой», и эта мысль имеет много сторонников в литературоведческой науке вплоть до наших дней. Грамматин, считавший «Слово» в принципе прозаическим произведением, вместе с тем отмечал, что «периоды его коротки и содержат в себе не только сами, но и их части, отдельное содержание; с этого возникает гармония, похожая на определен­ный размер». В «Слове» «слышны различные виды звучных кадансов и раз­меров».

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 324
Бесплатно скачать Научная работа: Проблема ритмики "Слова о полку Игореве"