Отчет по практике: Учебный план: основные проблемы теории и практики

Содержание

Введение

1. Учебный план и программы обучения

2. Принципы автоматизации составления учебных планов вузов

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Введение

Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям [3].

Развивающиеся наука и техника предъявляют новые требования к содержанию высшего образования. Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска[2].

Качество подготовки специалиста во многом определяется программой его обучения, и, в частности, главным документом этой программы - учебным планом вуза. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов программ обучения с тем, чтобы они всегда находились в наивысшем соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалисту, поэтому учебный план должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям по отношения к специалисту [5].

В настоящее время процесс составления учебных планов и программ обучения, основанный на опыте и интуиции работников высшей школы, нуждается в серьезном совершенствовании и научном обосновании принимаемых решений. Это особенно актуально в условиях все возрастающих требований к подготовке специалистов, необходимости частого обновления учебных планов, необходимости повышения качества учебного процесса. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающий целесообразную перестройку системы профессионального образования с учетом жизненных реалий.


1. Учебный план и программы обучения

Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений [7].

В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании"[1] обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы подготовки специалистов определяется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ГОС).[2] ГОС, таким образом, является практически единственным нормативным документом, устанавливающим общие для всех вузов России цели и содержание высшего образования, в том числе обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников и т.п.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется в соответствии со ст.32 Закона "Об образовании" образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным образовательным учреждением самостоятельно.

Такие образовательные программы, как это следует из ст.29 Закона "Об образовании", должны учитывать региональные особенности подготовки специалистов, определяемые региональным компонентом ГОС.

Разработка и утверждение региональных компонентов ГОС входит в компетенцию субъектов Федерации РФ, однако содержание таких компонентов и порядок их введения в настоящее время не установлен.

Стратегической задачей государственной политики Российской Федерации в области образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.[3]

Организация учебного процесса предусматривает:

- определение содержания и оптимального объема программного материала для обучения и воспитания студентов с учетом специфики специальностей;

- правильный подбор и расстановку профессорско-преподавательского состава, повышение его научной и педагогической квалификации;

- комплексное и целеустремленное планирование учебной работы по дисциплинам кафедр персонифицировано к каждому преподавателю и с учетом потребностей обучающихся;

- определение наиболее целесообразной методики обучения и воспитания студентов с ежегодным обсуждением эффективности ее применения;

- укрепление дисциплины и порядка;

- совершенствование системы управления учебным процессом с учетом современных достижений науки и техники, создание рациональной системы регламентированной информации.

Планирование учебного процесса осуществляется на основе взаимосвязи теории с практикой, согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов, обеспечения последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 249
Бесплатно скачать Отчет по практике: Учебный план: основные проблемы теории и практики