Шпаргалка: Основы педагогики
Самостоятельная работа №1.
Тема: Становление педагогики как науки .
«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни ,
кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается
основания почерпаются из самой природы вещей;
истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;
порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам.
легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике.
Каждый человек должен получать образование: «В школы следует отдавать всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях». Человек должен получать образование с детства: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте». Обучением занимаются специально подготовленные люди «обладающие знаниями и серьезностью характера»: «Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями, школьными учителями, профессорами, а самые места, которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями и пр.». Идея обучения в коллективе: «Более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, т. к. больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других». Необходимо, чтобы: «При посредстве наук и искусств развивались природные дарования; совершенствовались языки; развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями».
Я. А. Коменский был глубоко убежден в том, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться (принцип природосообразности). Поскольку в школе нужно учить самим вещам, а не обозначающим их словам, обучение нужно начинать с наблюдения над этими вещами, лишь после этого можно обсуждать увиденное (принцип наглядности).
Метод обучения, предлагавшийся Я. А. Коменским, характеризовался стремлением сделать весть процесс разумно организованным и целенаправленным; содержание, расположение и изучение учебного материала должны быть последовательными, переходящими от простого к сложному, от близкого к далекому, от краткого к распрастранненому (принцип последовательности). Данный метод также должен был вызывать у детей радость от овладения знаниями, позволяя без скуки, без окриков и побоев идти по пути познания (принцип сознательности и активности). Но выполнить это возможно только при учете уровня развития детей и имеющихся у них знаний, их интересов, направленных на познание окружающего мира (принцип доступности).
Я. А. Коменский разработал оригинальную дидактическую систему, получившую позднее название классно-урочной и сохраняющуюся во многих своих чертах до настоящего времени. Он стремился к такой организации обучения, при которой было бы предусмотрено четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и даже дням обучения. При такой системе организации процесса обучения дети одного возраста и приблизительно одного уровня знаний под общим руководством учителя должны были одновременно продвигаться вперед к единой для всех образовательной цели. Так возникли классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго определенным началом и концом, продолжительностью учебного дня – от четырех уроков для младших школьников до шести уроков в день у старших школьников.
Свойства научной педагогики как целостной системы должны, по мнению И.Ф. Гербарта, концентрироваться в цели воспитания, выражающей ее интегративные, системообразующие связи, вследствие чего воспитатель не должен предъявлять воспитаннику требований, не связанных с целью воспитания. Целью же воспитания должна быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания этических идей и воли индивида.
Таких первичных этических идей И.Ф. Гербарт выделял пять:
- идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
- идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;
- идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
- идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу воль;
- идея справедливости как воздаяние за каждое действие, предпринятое по отношению к воле другого человека: либо поощрение, либо наказание.
И.Ф. Гербарт также выделял две группы целей воспитания – возможные и необходимые. Возможные ориентированы на перспективу, имея ввиду те цели, которые воспитанник может поставить себе, уже, будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Возможные цели не затрагивают объективной, содержательной стороны, которая должна составить предмет свободного выбора. Необходимые цели касаются выработки субъективных, личностных качеств, необходимых при занятии всяким делом, - выработки активной разнообразной восприимчивости, что осуществляется через развитие многостороннего интереса. К ним И.Ф. Гербарт относил те, которые определялись нравственностью, обязательной для всех. Соответственно воля воспитанника должна развиваться в направлении благожелательности, права и справедливости, внутренней свободы и совершенства.
Главную цель воспитания К.Д.Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях. К.Д.Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Сближение религиозного и светского образования является одной из главных задач русской народной школы. Искусство воспитания, утверждал К.Д.Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. Антропологические знания дают возможность правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей развития определить содержание обучения и формы его организации. К.Д.Ушинский тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторов формирования характера.
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ |
Сообразность (связь) |
Принципы обучения | |
Законы природы | Требования к организации обучения | ||
Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке. |
«Образование человека должно начинаться в детстве; необходимо выбирать надлежащее время для умственных упражнений; располагать упражнения так тщательно, чтобы все шло вперед в естественной последовательности, безошибочно». |
Педагогический процесс надо согласовывать с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; учитывать этапы развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений. |
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 491
Бесплатно скачать Шпаргалка: Основы педагогики
|