Шпаргалка: Планирование деятельности предприятия

1. Сущность планирования деятельности предприятия

Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении развития предприятия, постановке целей для любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации/ планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий по достижению этих целей, а также политику предприятия на долгосрочную перспективу.

2. Современные методологические подходы к планированию деятельности предприятия

Методология внутреннефирмового планирования охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовым опытом методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав методов, образов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки внутреннефирмового плана. Под методами планирования понимают образ осуществления планирования, то есть образ реализации плановой идеи. На практике выделяют три направления планирования: 1. Прогрессивный – планирования осуществляется от низшего звена к высшей, то есть низшие структурные подразделы самостоятельно составляют детальные планы своей работы, которые потом интегрируются на верхние звенья и образовывают, в результате, план предприятия. 2 .Ретроградный – структурные подразделы должны превращать планы, которые поступили из высших звеньев, в планы своих подразделов. 3 .Круговой – разработка плана в два этапа. На первом этапе происходит текущее планирование по главным целях. На втором – составляется конечный план.

3. Методы и критерии выбора планов предприятия

План внутрихозяйственной деятельности содержит целую систему экономических показателей, которые представляют собой общую программу развития всех производственных подразделов и функциональных служб, а также отдельных категорий персонала. План – это одновременно конечная цель деятельности фирмы, генеральная линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, руководящая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события, отображенные с известной четкостью, соответствующей ясностью всего плана, а отдаленные – представленные менее выразительно. Планирование выпуска продукции является руководящим разделом годового плана, так как другие планы обеспечивают его реализацию. План выпуска продукции любого предприятия определяется на основе: а) возможности выпуска продукции в зависимости от его производственной мощности; б) совокупного спроса на продукцию, которая производится. : На основе выбора и обоснование необходимых плановых показателей в процессе практической деятельности формируются и развиваются такие методы составления плана: балансовые, нормативные, математико-статистические. Балансовые методы основываются на взаимосвязи ресурсов, которые должными быть в организации, с них потребностью в пределах планового периода. Если ресурсов, сравнительно с потребностью, недостаточно, то приходится искать дополнительные источники, которые бы позволили покрыть дефицит. Если же ресурсов есть в излишке, то необходимо решать обратную проблему – расширять их потребление или лишаться от излишка. Балансовый метод реализуется через составление системы балансов – материально-вещевых, стоимостных и трудовых. Второй метод–нормативный , суть которого заключается в том, что в основе плановых задач на определенный период спорят нормы расходов разных ресурсов на единицу продукции ( сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.). Таким образом, нормативный метод составления плана используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного относительно балансового метода. Третью группу методов планирования составляют математические , которые сводятся к оптимизациии расчетов на основе разного рода моделей. К простейшим моделям относятся статистические, например, кореляционные, которые отражают взаимосвязь двух переменных величин. Методы линейного программирования позволяют на основе решения системы уравнений и неровностей определить их оптимальные величины во взаимосвязи. Это помогает по заданному критерию избрать наиболее оптимальный вариант функционирования или развития объекту управления, чтобы обеспечить максимальную прибыль, уменьшить расходы и т.п.

4. Системный подход и рациональный выбор в планировании

Системный подход в планировании заключается в том, что никакая производственная или предпринимательская проблема не должна рассматриваться изолировано одна от одной и каждая с которых формируется с учетом ее принадлежностей к системы или множества взаимосвязанных задач и целей, которые выступают на каждом предприятии как единая экономическая система. Системность планирования проявляется в двух аспектах: 1) в разработке планов для каждой сменной (элемента) организации как индивидуальной подсистемы и в то же время – целостной системы. Эффект достижения цели возможный лишь при сбалансированном функционировании всех частей (сменных) организации. Например, продукто-рыночная стратегия не может быть эффективной, если она разрабатывалась изолировано от учета стратегии маркетинга, конкурентной стратегии, стратегии капиталовложений и др. Только целостное рассмотрение всех стратегий позволяет разработать стратегический план фирмы; 2)в сквозном планировании взаимосвязанных показателей: стратегических, тактических, операти Планирования всегда опирается на фактические нормативные дани прошлого и настоящего периодов, но старается установить и контролировать процесс развития предприятия в настоящем и будущем времени. Мера обоснованности любых планов в значительной мере зависит от достоверности исходных показателей, которые характеризуют достигнутый уровень развития отдельной фирмы (предприятия). Поскольку, каждое предприятие есть лишь небольшой частью общей рыночной системы, то для планирования его деятельности необходимо иметь как можно больше точных микроэкономических показателей.

5. Система планов предприятия

Годовой план любого предприятия представляет собой прогноз и программу финансовой, хозяйственной и производственной деятельности. Он состоит из следующих элементов: 1) план маркетинга; 2) производственная программа; 3) техническое развитие и организация производства; 4) повышение экономической эффективности производства; 5) нормы и нормативы; 6) капитальные вложения и капитальное строительство; 7) материально-техническое обеспечение; 8) труд и кадры; 9) себестоимость, прибыль и рентабельность производства; 10) фонды экономического стимулирования; 11) финансовый план; 12) план охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 13) социальное развитие коллектива. Вся система прогнозирования и планирования построена на долгосрочном определении основных направлений экономики. Стратегический план или план деятельности характеризует основную цель деятельности, он выступает ориентиром для остальных видов планов. Кроме того, он является в некоторой степени ограничителем для принятия каких-либо управленческих решений. Разрабатывается он на срок от трех лет и более (по необходимости). Подсистема стратегического планирования основывается на программах и проектах. Система планов включает также тактические планы, которые увязаны со стратегическими планами, но не входят в их структуру. Тактические планы призваны опередить такую тактику действий, при которой выпускаемая продукция будет находить своего потребителя.

6. Информационная база планирования

Информационная база планирования – это совокупность систематизированных за определенными признаками данных, которые используются для разработки планов на разных уровнях управления предприятием. К ним принадлежат показатели, лимиты, экономические нормативы, отображенные в форме, пригодной для передачи и обработки с помощью разных арифметических и логических операций и которые составляют систему технико-экономической информации. В планировании используется значительный объем информации, которая предопределяет необходимость ее классифицировать и систематизировать. К исходной информации относят контрольные цифры, лимиты, экономические нормативы и нормы, которые определяются государственными органами власти или вышестоящими органами управления предприятием, государственные заказы и отчетные дани о выполнении планов за прошлый период. К промежуточной информации – показатели и технико-экономические нормативы проектов стратегических и текущих планов, а также расчетные показатели, предназначенные для обеспечения сбалансированности планов и расчетов потребности в ресурсах. К результативной информации относят показатели и технико-экономические нормативы стратегического и текущего планов, установленные вышестоящими органами управления предприятием.

7. Нормативная база планирования

В составе информационной базы особое место занимает нормативно-справочная база, которая представляет собой совокупность данных нормативного и справочного характера, систематизированных по видам ресурсов и функциональными задачами, и, в частности, база технико-экономических норм и нормативов. Норматив – это расчетная величина, которая применяется в нормировании и планировании и определяет расходы ресурсов по отношению к определенной базовой величине (например, при планировании дополнительной заработной платы ее размер устанавливают в процентах к основной). Нормы и нормативы, согласно методам их установление, делятся на две большие группы: научно обоснованные и опытно-статистические. За объектом нормирования всю многогранность норм, которые используются в народном хозяйстве и, в частности, в машиностроении, можно разграничить на такие группы: 1. нормы расходов ресурсов 2. нормы режимов (работы и отдыха); 3. нормативы эффективности. Нормы расходов играют особенно важную роль во внутрихозяйственном планировании, поскольку непосредственно имеют отношение к величины используемых ресурсов. Нормы режимов регламентируют использование и условия работы исполнителей (время работы и отдыха), оборудование (режимы резания, температура, давка, скорость движения), производственных площадей ( м 2 на 1 рабочее место, освещенность), а также организационный распорядок производства и его обслуживание. К группы эффективности принадлежат такие нормативы, которые характеризуют в абсолютных и относительных величинах развитие одной или нескольких сторон деятельности предприятия, цеха, участка: 1. нормативы расходов на 1 грн. ТП; 2. нормативы заработной платы и ее изменений; 3. нормативы отчислений от прибыли. При составлении годовых планов применяются дифференцированные нормы и нормативы, а при стратегическом планировании – более масштабные с учетом их возможного изменения.

8. Организационные формы планирования

Успешность, эффективность системы планирования определяется, в значительной мере, уровнем ее организации, которая направлена на планомерное объединение основных элементов системы планирования, включая компоненты: плановый персонал; механизм планирования; процесс обоснования, принятие и реализации плановых решений; средства, которые обеспечивают процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное та лингвистическое обеспечение). Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для усовершенствования процессов производства и управление предприятием. Согласно законодательству Украины современное отечественное предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на изготовленную продукцию (работы, услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития, повышение личных доходов работников. Планирование и управление хозяйственной деятельностью предприятия тесно связаны между собой такими общими функциями производственного менеджмента: выбор цели, распределение ресурсов, организация процессов, координация работы, контроль выполнения, оплата труда и т.п. У них выполнении принимают участие все категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты, плановики-исполнители и много других. Основные функции высшего звена управления предприятием состоят в принятии единой стратегии развития, обосновании цели планирования, выборе основных образов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители других звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. К ним функций принадлежат: анализ внутреннего и внешнего среды предприятия; прогнозирование развития подразделов; расчеты и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.п. Руководство планово-экономических служб предприятия осуществляет общие, научные, методологические и другие функции относительно управления всей текущей и перспективной деятельностью. Персонал плановых служб во главе с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии развития предприятия, выборе и обосновании экономической цели, создании необходимой нормативной базы и т.п.

9. Содержание производственной программы предприятия и её задачи

Производственная программа предприятия (план производства продукции) определяет сложность и качество продукции, которая подлежит изготовлению и доставке потребителям в плановом периоде согласно договорам поставок. Этот план есть исходным и руководящим разделом как перспективного, так и текущего планирования экономического и социального развития предприятия. На его основе определяются потребность в производственных ресурсах, экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия и, со сдачей, содержание других разделов плана экономического и социального плана производства и реализации продукции, главной целью которого есть максимальное удовлетворение нужд потребителей и народного хозяйства в целом в высококачественной, конкурентноспособной продукции при наилучшем использовании ресурсов с целью получения прибыли. При составлении производственной программы нужно ориентироваться на выбор таких товаров, работ и услуг, которые принесут производителям самые большие прибыли.

10. Формирование плана производства продукции

План выпуска продукции опр-ся предприятием путем изучения рынков сбыта, государственных заказов и других заключенных хозяйственных соглашений. Особое место в формировании планов выпуска продукции предприятий занимают государственные заказы. Государственные заказы промышленным предприятиям включают поставку продукции, которая необходимая для решения общегосударственных и социальных задач, укрепление обороноспособности страны, выполнение научно-технических программ, в том числе внедрения в производство самых важных видов новой продукции. Три основных стратегии планирования объемов производства. 1 . Постоянные объемы производства при постоянной численности производственного персонала независимо от колебаний спроса. Различие м/д объемами спроса и пр-ва регулируют путем увеличения или уменьшения запасов продукции 2. Сменные объемы пр-ва при постоянной численности рабочей силы. При этом, объемы производства меняются в зависимости от спроса, а различие между объемами производства и численностью рабочей силы регулируется путем организации внеурочной работы с предоставления отгулов, доп. отпусков, передачи работ субподрядчикам и т.п. 3 . Сменный выпуск продукции при сменной численности рабочей силы, т.е. прием и освобождение рабочих происходит согласно объемам пр-ва, кот. хар-но для предприятий с сезонным характером работы с применением рабочей силы не очень высокой квалификации

11. Методика расчета показателей плана производства

Объем производства продукции в натуральных показателях устанавливают на основе объема поставок по формуле:

ОВ = ОП + АЗГП ,

где ОВ— объем производства продукции в натуральных единицах; ОП — объем поставок в натуральных единицах; ЗГП— изменение запасов готовой продукции на составе соответственно на конец и начало планового периода в натуральных единицах. Объем товарной продукции определяют gj формулой:

где Ni – выпуск продукции n-го вида в натуральных единицах; Эти – оптовая цена предприятия единицы изделия n-го вида, грн.; n – количество видов продукции, которая изготовляется на предприятии; ВР – стоимость работ и услуг на сторону, грн.

Реализованная продукция (РП) –это продукция, которая отгружена потребителю, за которую поступили средства на расчетный счет предприятия-поставщика или должны поступить в указанный срок. Объем реализованной продукции вычисляют за формулой :

рп = тп + ЗГП + ЗВП

Где ∆ЗГП изменение остатков готовой нереализованной продукции соответственно на начало и конец планового периода, грн.;∆ ЗВП –изменение остатков отгруженной продукции, за которую срок уплаты еще не настал, соответственно на начало и конец планового периода, грн.Оценку выполнения плана реализации продукции с учетом плана снабжения и ассортиментов продукции можно осуществить с помощью соответствующего коэффициента выполнения плана

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 129
Бесплатно скачать Шпаргалка: Планирование деятельности предприятия