Шпаргалка: Шпаргалка по Культорологии 4
Вопрос 2
Главной является функция социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Второй функцией культуры, является «познавательная, информационная» . Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее важной является регулятивная, илинормативная функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества. коммуникативная функция, которая осуществляется с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука, искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая - также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Особого выделения заслуживаеттворческая функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций. Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д.
Вопрос 3
культуры и цивилизации имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разде лил историю че ловечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития.Понятия цивилизации и культуры выступаю т как синонимы, между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия, резко противопоставляют культуру и цивилизацию.
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Вопрос 5
Материальная культура , которую обычно определяют как культуру быта и труда, казалось бы, связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества, в котором она призвана. Духовная культура ,- важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества, - несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная.
Духовную культуру в целом справедливо считать доминантой структуры культуры. В доказательство перечислим некоторые из наиболее существенных форм духовной культуры: религия, искусство, философия, наука.
Вопрос 7
Основными социальными типами культуры являлись элитарная и народная культуры. Элитарная являлась культурой высших слоев общества духовенства и аристократии. В новое время на Западе эти две культуры вытесняются буржуазной культурой, которая приобретает статус элитарной культуры. Народная культура часто ошибочно отождествляется с культурой массовой, однако ее истоки могут быть гораздо более глубокими нежели истоки официальной культуры . Народная культура содержит в себе информацию о традициях, мифах и ритуалах, которые являлись предшественниками ныне господствующему типу религиозного воззрения. Так в европейской культуре народная культура содержит в себе традиции до христианского язычества. Массовая культура в отличии от народной не имеет глубоких духовных истоков. Она возникла недавно и является враждебной к существованию любого исторического типа. Массовая культура характеризуется сведением всего к единообразию.
Вопрос 17 Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культ развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на деревеНов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала ар-ра храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии, золотая маска фараона. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас. Культ бога Ра. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов.В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. |
Вопрос 16 В Шумере, около 3000 г. до н.э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Двуречья и Евфрата впервые сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства, т.е. не было воздействия других более развитых обществ. Важнейшие государства: Ур, Эриду, Ларе, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар. Богатству своему они обязаны развитию ремесла и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера или “первым расцветом Шумера”. Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии. Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. Шумеры изобрели цветное, на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания. Около 2300 г. до н.э. сформирована первую постоянную профессиональную армию, была создана арифметика, в основе которой лежала.Научная деятельность была подчинена культу традиций. Кодекс Хаммурапи является прекрасным примером развития права, показателем высокого уровня культуры Месопотамии.В кодекс Хаммурапи обобщение и систематизация правовых норм, в нем, не проводилось деление на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и пр. право. Кодекс Хаммурапи уделяет много внимания наказаниям за различные проступки и преступления — от нарушения обязанностей, связанных со службой, до Посягательства на имущество и преступлений против личности. |
Вопрос 19 Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. — это Хараппа (ныне в западномПакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность.Эта культура не отличалась особенными художественными достижениями,но она обладала литературой,поэмами. нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. высокого совершенства достигло— гравюры на печатях, статуэтки. Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов — “Ригведу”, теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. Их военная техника находилась на высоком уровне, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но, с другой стороны. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. На протяжении эпохи “Ригведы” сохранились четыре сословия —брахманы,кшатрии,вайшьи, , шудры. Индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия — варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках. Вишну — это порядок и гармония природы. Вишну появляется во многих воплощениях: Рама,Кришна. Шива, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию. |
Вопрос 13, 14 Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их было ориентировано на внешнюю среду, на природу.Фундаментальная черта этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. нарушения табу приводили к смерти нарушителя. К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. Важноя роль мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время. Тотемизм – вера в особые отношения м-ду человеком и определенным животным.Фетишизм – вера в особую силу неодушевленных предметов. Анемизм. Анима – душа. Всеобщее одухотворение природы.Магия - совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы, явления сверхъестественным путем. |
Вопрос 6 Понятие субкультуры. Контркультура. 4 группы концепций: 1)(группа): неизменность, застой или «круговорот». Все стоит на месте или возвращается на круги своя. Характерно для средневекового общества 2) регресс, деградация. Утверждает греч. поэт Гесиод «Труды и дни». Разбил на века. 3)(идея): идея общественного прогресса, эволюционализм, развитие культуры – эпоха просвещения. Вольтер, Кондорсе(«Эскиз исторической картины прогресса ч- кого разума.»: Дикость, варварство, цивилизация. ) Руссо - скептик – новая оценка культуры, прогресса, с точки зрения нравственности. Новое направление(Фрейзер). направление: утверждение о том, что нет единой истории. А человечество разделено на отдельные локальные культуры. |
Вопрос 11 Стадии формирования человека:4,5 млрд. лет назад – формировалась Земля через 1 млрд. – зарождение жизни3,5 миллиона – 1,8 миллиона лет назад – появляются предки людей – южные обезьяны – австралопитеки. Могли передвигаться в вытянутом с палкой и камнями1,7 млн. лет назад – хомо-хапиес. Первый представитель человека. Развитие кисти. 1 млн. лет назад – хоро-эрэктус – ч-к выпрямленный. Пятикантропы в Сев. Китае, Африке. Не только прямохождение, кисть но и размер мозга. Ледниковый период, огонь.250 тыс. лет назад – хомо-сапиенс. Человек разумный. Неандертальцы. 28 тыс. лет назад – вымерли. Сами добывали огонь. Жили в пещерах и жилищах. Орудия труда. Представления о религии и загробном жизни – захоронения. Промискуитет – брачные отношения. 40 – 30 тыс. лет назад – хомо-сапиенс-сапиенс. Хроманьконцы. Европа. Азия. Появился внезапно. Заселил все континенты. Орудия труда. 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий. Охота, рыси(?). Жили в полуземлянках. Ч-к стал человеком. Сознательная деятельности. 25 лет – продолжительность жизни. Периодизация:Первобытнообщинный строй:1)эпоха первобытного человеческого стада эпоха первобытной родовой общины 2 периодизация:1)каменный век – от времени изготовления(1700 тыс. л) первых орудий труда – к началу второго тысячелетия до н.э. Палеолит: древний каменный век(1700 тыс. лет назад и 10 тысячелетие до н.э.) делится на ранний и поздний Мезолит: средне каменный век: 10 – 6 тысячелетие до н.э.Неолит: новый каменный век: 6-2 тыс. до н.э.Ранний палеолит: ранние орудий труда. Овладение огнем. Крайне медленные темпы развития. Более миллиона лет – совершенствовалось одно рубило.60-30 тысяч лет назад – новые орудия труда – более сложные. Поздний палеолит : Завершение биологического формирования современного человека и становление трех биологических раз: европеоидная, монголоидная, негроидная. Сложные орудия труда: соединения. Первое произведение искусства. И собственно искусство. Любой области – искусник – мастер. Открытия. 1940 год – трое французских школьников пещера. Изображения лошадей, бизонов. Творчество ч-ка эпохи палеолита. Всего в р-не Франции – Германии – более 7000 карстовых пещер.Альтамирская пещера во Франции. Сенстинская капелла первобытной жизни. На Урале – Каповая пещера. Что изображал первобытный человек?Зверь – объект. Женщина(в скульптуре). Симплитическая форма деятельности. Белендорская Венера. Костинковская Венера. Поздний палеолит : религия. Форма отражения познания мира. Тотемизм – вера в особые отношения м-ду человеком и определенным животным.Фетишизм – вера в особую силу неодушевленных предметов. Анемизм. Анима – душа. Всеобщее одухотворение природы.Магия - совокупность представлений, связанных с возможностью воздействовать на людей, предметы, явления сверхъестественным путем. По части – целое. Искусство: изображение движения, композиции, сцен охоты. Мезолит . главная черта – начало перехода от охоты и собирательства к производству продуктов питания. Земледелие и животноводство. Палестина, Сирия, Месопотамия, Египет – ранний переход. Приручается собака, овцеводство. Земледельцы – другой образ жизни. Оседлость. Предметы утвари. Появляются лук и стрелы. Лодка. Искусство мезолита – главное место – человек. Уход от реализма. Условность изображения. |
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 157
Бесплатно скачать Шпаргалка: Шпаргалка по Культорологии 4
|