Сочинение: Лекции по курсу Введение в языкознание

Лекция 1:Предмет языкознания:

Языкознание изучает процесс происхождения языков. Существует несколько теорий происхождения языков:

1. Теория трудовых выкриков;

2. Теория звукоподражания (язык – подражание явлениям природы). Однако звукоподражание непохоже в разных языках и большинство слов не имеют связи между их звучанием и содержанием.

3. Теория тестов

В настоящее время проблема происхождения языков отходит на второй план. На первый план выходит теория развития языка. Существует несколько направлений, по которым идет развитие языка.

1. От сложного к простому

2. Стремление социальной элиты изменить язык, чтобы обособить себя от массы. Массы в свою очередь копируют язык элит.

Не существует единого мнения по проблеме, кто регулирует изменения в языке.

Методы исследования языка:

1. Метод полевых исследований. В основном так изучают бесписьменные языки (американская дискретная лингвистика – изучение языков американских индейцев)

2. Описание языков

Языкознание типологически сравнивает несколько языков (частное языкознание) или вырабатывает общие законы развития языка (общее языкознание):

1. Сколько бывает фонем (чем их больше, тем меньше длина слова)

2. Индуктивные исследования – наблюдения над большим количеством языков (например, если есть двойственность числа, то есть и множественность; если есть ряд, то есть и число; местоимения противопоставляются по числу: ед. и мн.)

Наблюдения могут быть абсолютными и статистическими.

Эмпликационный закон – если….., то…..

Лекция 2

История лингвистических учений.

1. Наиболее древняя – индийская лингвистическая традиция . Возникла 2,5 тыс. лет до н. э. Расцвет пришелся на 4-5 вв. В доктрине этой традиции содержится около 4 тыс. правил. Заслуга Панини (др. индийский лингвист создал первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка) в том, что он предложил идею фонемы (звука), а также идею нулевой морфемы:

Пример: стол, столам. В слове «стол» нет показателя единственного числа; в словах, обладающих внутренней флексией, такой показатель есть: foot – feet(здесь число выражено не окончанием, а внутренней флексией).

Последователи Панини: Вараруги и Катьяяна. К их заслугам относится идея глагольного корня. После них индийская лингвистическая традиция стагнировала и заслуги этих людей были признаны лишь в 19 в.

2. Греко-римское языкознание . Начиналась как часть философии. Эту лингвистическую традицию, как правило, разделяют на два периода:

а) 5 – 3 вв. до н. э.

б) с 3 в. до н. э. – Александрийская школа отделила языкознание от философии. Эту школу интересовали проблемы происхождения языков – теория «звукоподражания». С теорией происхождения языка связаны споры о природном или условном характере слуха.

Философы делились на две группы:

1) Те, которые считали, что существует связь между звуком и смыслом.

2) Связь между звуком и смыслом условна (Аристотель)

Сегодня существуют и такие, и такие слова. Первичная связь между звуком и словом условна.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 410
Бесплатно скачать Сочинение: Лекции по курсу Введение в языкознание