Сочинение: Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но школа по-прежнему еще остается ориентированной на простое развитие знаний умений и навыков, методы обучения во многом репродуктивны. Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности граждан, поэтому оно обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения.
В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам». Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у воспитанников. Нельзя говорить о полной взаимозаменяемости понятий «учение » и «познавательная деятельность ».
(СЛАЙД 2)
Познавательная деятельность предполагает большую степень самостоятельности воспитанника, чем учение.
Начнём с того, что же такое познание? Словарь Ожегова даёт следующее определение:
Познание: 1. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. 2. Совокупность знаний в какой-либо области.
Познание — обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире.
Познавательный интерес — несет в себе все функции интереса. Объектом его является область познания. Познавательный интерес требует от ребёнка активного действия, а не только ориентировки на новизну и неожиданность.
(СЛАЙД 3)
База познавательного интереса — потребность в познании, которая формируется в 3 этапа: элементарная ориентировка в действительности; избирательное отношение к явлениям и предметам окружающего мира; духовная потребность в познании.
(СЛАЙД 4)
Источником формирования познавательного интереса в учебном процессе являются содержание обучения и процесс деятельности, а индикаторами уровня развития познавательного интереса служат интерес к различным элементам деятельности, характер самостоятельности в учении, отношение к возможным трудностям, корреляция между интересом и склонностями. Показателями интереса в учении можно считать избирательное отношение к видам учебной деятельности, к учебным предметам, эмоциональный отклик на поступающую информацию, наличие усилий в деятельности, в самом характере деятельности — от репродуктивного к поисковому, затем к творческому.
(СЛАЙД 5) ? ?????????? ??????????????? ??????????? ????? ?????????????? ???????????? ????? ? ???? ?? ????? ?????????????? ? ????????? ??????, ??????? ???????????? ??? ?????????? ? ?????????? ? ????????????? ?????? ? ???????? ?????????????? ?????????? ??? ?? ????????, ??? ? ????. ( ??? ?? ???????????? ??????? ?????? ????????? ????????, ???????????, ???????????, ?????????????? ? ?????????? ??????????? ?????????????.(СЛАЙД 6) ? ???????????? ??????????????? ???????? ?????????? ????? ???????? ????????? ??????. ????????????? ?? ??????????? ? ???? ??????????? ? ???????????? ??????? ???????? ?? ??? ???????????, ???????????.???????????, ????????? ??????????? ??????????? ?????, ?????????? ??????, ??????????? ???????? ????????? ? ????????? ??????? ???????, ?? ?? ??????????? ?? ?????? ???????. ??? ????????????, ??????????? ???????.????? ??????? ??????? ???????? ???????? ????????????????, ????? ???????? ????????? ??????? ?????? ???????????, ?????? ????????? ???????. ? ???? ?????? ??????????? ?????? ??????? ?? ???????, ?????? ???????, ????????? ? ?????????? ??????????? ????????????, ???????? ???? ???????, ?????? ?????????????? ??????????, ???????????? ???????, ?????????????? ???????? ????? ? ?. ?.?????? ???????????????? ??????? ?????? ?? ???????????????? ?? ???????? ????? ????????. ???????? ?????? ????, ??????? ????? ????????? ??? ???? ???????, ? ??????? ? ???????? ????????. ??????? ?????? ??????? ? ???, ????? ???????????? ???????????????? ? ?????????? ???????????? ? ???????? ?????????? ??????? ? ????????, ??? ??????? ?????? ???????? ?????????, ?????? ?????, ???????????? ? ??? ?????? ?????? ? ?????????????? ????? ??????, ? ????? ??? ??????????? ??? ??????? ?????????? ????? ??????, ? ??????????????? ??????? ???????, ????????????? ????? ?????????? ????????????.(СЛАЙД 7) ??? ?????????? ????????????, ????? ??????? ??????? ?? ???????????? ????????? ?????????? ????????? ????? ??????????? ??????? ????????????.?????? ?????????? ?????????????? ????? ???????, ????????????? ?????????? ?????????, ?????? ????????? ???????, ????????????? ? ??????? ???????? ????????????? ??????????????? ?????, ?????????? ??????? ? ?. ?. ? ??? ??? ???????? ?????? ????????? ???????? ??????????????? ????????. ???????????? ??? ????? ??????????? ???????? ???????? ?????????? ????? ??? ????????????? ??????, ??????? ???????????? ??????????? ? ???????? ?? ????????.Развитие познавательных способностей - длительный процесс. Система работы педагога по активизации учебной деятельности воспитанников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развития творческих познавательных способностей учащихся.
(СЛАЙДЫ 8-9)
Исследования позволили выделить приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности обучающихся, в которых воспитанник должен:
- защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
- задавать вопросы педагогу, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
- рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
- делиться своими знаниями с другими;
- помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
- выполнять задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения;
- побуждать воспитанников находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
- практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
- создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
- разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;
- создавать заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой и происходит формирование активной позициичленов коллектива.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т. д.
Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, речь, мышление, память, воображение и т. д.
СЛАЙД №11
Модернизация современного образования невозможна без четких ответов на ключевые вопросы его построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Сегодня на педсовете мы ответим на вопрос «КАК», то есть поговорим о познавательных интересах в технологиях.
Чаще всего упрощенное понимание организации познавательных процессов, приводит к моделированию репродуктивных образовательных технологий. В частности, «зуновская» образовательная технология представляет собой прямую последовательность компонентов усвоения знаний. Известно, что реальное познание не строится по простой и линейной схеме усвоения
(СЛАЙД №12 со схемой)
ЗУНовская технология
Если внимательно рассмотреть последовательность реализации этапов урока, то можно очень быстро сделать вывод о том, что данная образовательная технология представляет собой репродуктивный подход к обучению: учитель задает цели, мотивирует, предъявляет содержание и для сохранения знаний обеспечивает их закрепление. Таким образом, педагогом определяется маршрут и этапы познания, а ученик принимает все предлагаемое учителем.
Его познавательная активность минимальна и проявляется на этапе воспроизводства предложенных знаний и в обратной связи.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--