Статья: Анализ финансового состояния: методика и основные этапы
В условиях развитого рыночного хозяйства существенно возрастает самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Объективно возрастает необходимость более точного прогнозирования ситуации на рынке и места организации на нем. Такой прогноз становится более точным, если он базируется на результатах оценки финансового состояния организации за прошедшие периоды. Все это повышает роль анализа финансового состояния в оценке производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов любой коммерческой либо производственной организации.
Ключевой целью анализа финансового состояния является получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков.
При этом нельзя забывать и локальные цели такого анализа:
определение финансового состояния предприятия;
выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
прогноз основных тенденций финансового состояния.
Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации.
Цели исследования финансового состояния достигаются в результате решения ряда аналитических задач:
предварительный обзор бухгалтерской отчетности;
характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;
оценка финансовой устойчивости;
характеристика источников средств: собственных и заемных;
анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации, используемой аналитиком в своей деятельности.
Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффективному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия.
Анализ же внешней среды осуществляется по следующим параметрам:
изучение динамики цен на товары и услуги;
ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам , курс эмиссионных ценных бумаг;
деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках и др.
Объектами такой разновидности анализа является публичная бухгалтерская отчетность. Отчетность предприятия базируется на обобщении данных регистров бухгалтерского учета.
Субъектами анализа являются экономические службы предприятий, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов.
Информация бухгалтерской отчетности служит исходной базой для принятия решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В любом случае анализ финансового состояния является прерогативой высшего звена управления предприятием, способного принимать решения по формированию и использованию капитала и доходов, а также влиять на движение денежных потоков.
С помощью анализа финансового состояния принимаются решения по:
1) краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотных активов);
2) долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты и эмиссионные ценные бумаги);
3) выплате дивидендов владельцам акций;
4) мобилизации резервов экономического роста (роста объема продаж и прибыли).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--