Статья: Естествознание и техника в России XIX в.
Гвоздецкий В. Л., Будрейко Е. Н.
АНОСОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1799–1851)
Металлург, ставший всемирно известным своими работами по производству высококачественной стали.
После окончания Петербургского горного кадетского корпуса (1817) был направлен на промышленные предприятия Южного Урала — Златоустовские заводы, где проработал около 30 лет, пройдя путь от горного офицера до генерал-майора корпуса горных инженеров. Последние годы жизни был начальником горных заводов на Алтае.
В результате более чем десятилетних исследований он смог овладеть утерянным секретом изготовления булата — высококачественной стали, которая производилась в средние века в Индии, Персии, Сирии. В 1841 г. он опубликовал работу "О булатах" (1841), в которой изложил основы производства такой стали.
При разработке процесса выплавки литой стали Аносов сделал ряд открытий, имевших важнейшее значение для дальнейшего развития металлургии. Он предложил способ прямого получения железа из руд в тиглях; открыл способ получения литой стали непосредственной цементацией железа; заложил основы изготовления хромистых, марганцевых и других специальных сортов высококачественной стали. Ученый также вплотную подошел к проблеме изучения микроструктуры металлов. Одним из первых — в 1831 г. — применив в своих изысканиях микроскоп, он установил зависимость свойств стали от ее кристаллического строения. Эти работы заложили основы будущей науки — микроскопической металлографии.
АНУЧИН ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1843–1923)
Антрополог, географ, этнограф и археолог, один из создателей отечественной географической школы, академик Российской АН (1896).
С 1880 г. в Московском университете впервые в России читал курс антропологии; в 1885 основал там же кафедру географии. Внес большой вклад в развитие общей и региональной географии и географии населения. Большое внимание уделял изучению природных ресурсов и влияния деятельности человека на окружающую среду. Ему принадлежит ряд классических работ по страноведению, истории географии.
Ученый награжден Золотой медалью Русского географического общества, его имя увековечено в 4 географических названиях.
АРКТИЧЕСКИЙ ЛЕДОКОЛ "ЕРМАК"
Первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды.
Назван по имени покорителя Сибири атамана Ермака. Построен в 1899 г. по идее и под руководством адмирала С. О. Макарова, который рассматривал ледокол как важное вспомогательное средство при использовании Северного морского пути. Он совершил первое плавание на ледоколе к Шпицбергену и Новой Земле, о чем рассказал в книге "Ермак во льдах" (1901).
Позднее ледокол участвовал в ледовом походе Балтийского флота (1918), работах по эвакуации станции "Северный полюс–1" (1938), проводке судов через льды на Балтике (1941–1945).
АРСЕНЬЕВ ВЛАДИМИР КЛАВДИЕВИЧ (1872–1830)
Исследователь Дальнего Востока, путешественник, этнограф и писатель.
Начал путешествия с топоргафического, географического и военно-статистического изучения Южного Приморья (1902–1903), затем его маршруты пролегли в горах Сихотэ-Алиня (1906–1907, 1908–1910). В 1918 г. совершил путешествие на Камчатку, в 1923 г. — на Командорские острова. В 1927 г. предпринял экспедицию по маршруту Советская Гавань — Хабаровск. Изучал быт, обычаи, промыслы, религиозные верования, фольклор удэгейцев, орочей, нанайцев и других народностей. Стал одним из создателей краеведческого направления в научно-художественной литературе: автор книг "По Уссурийскому краю" (1921), "Дерсу Узала" (1923), "В горах Сихоте-Алиня" (издана в 1937 г.).
БАРАНОВСКИЙ СТЕПАН ИВАНОВИЧ (1818–1890)
Изобретатель, ученый, общественный деятель.
Его труды посвящены различным областям механики, геометрии, географии, статистики, языковедения, истории литературы, медицины. В 1860 г. сконструировал многоступенчатый компрессор в соединении с коллектором из труб — "духовником". В 1862 г. вместе с сыном построил подводную лодку. Выступил инициатором строительства Сибирской железной дороги, автором ряда проектов среднеазиатских железных дорог.
БЕКЕТОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1827–1911)
Физико-химик.
После окончания Казанского университета (1849) начал свою научную деятельность под руководством известного химика Н. Н. Зинина. Позже работал в академической химической лаборатории в Петербурге, преподавал на Высших женских курсах и в Московском университете.
Известен исследованиями в области неорганической и физической химии. В 1859–1865 гг. открыл возможность восстановления металлов из их окислов с помощью алюминия, положив начало алюмотермии, имеющей важное научное и промышленное значение.
Огромной заслугой Бекетова является развитие современной физической химии как самостоятельной дисциплины.
БЕЛЕЛЮБСКИЙ НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ (1845–1922)
Выдающийся проектировщик и строитель мостов, в течение нескольких десятилетий стоявший во главе мостостроения в России.
В 1867 г. он окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, а с 1873 г. являлся профессором этого института.
Начало инженерной деятельности Белелюбского совпало с началом строительства больших мостов с металлическими пролетными строениями. Его первая работа — участие в перестройке 48 мостов Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги. За полувековую деятельность им или при его руководстве было спроектировано более ста железнодорожных и шоссейных мостов и тоннелей, среди них — сызранский (в то время самый длинный в Европе) мост через Волгу, мосты через Днепр, Обь, Белую, Ингулец и другие. Белелюбский внес много усовершенствований в мостостроение, получивших признание в мировой практике. Он разработал способ быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без перерыва движения, внес существенные улучшения в конструкции металлических пролетных строений.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--