Статья: Информационные технологии управления знаниями
Рассматривая управление знаниями (УЗ) как совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием информации внутри предприятия [Джанетто, Уилер, 2005], мы сразу принимаем междисциплинрность и многоаспектность данного понятия. В данной статье будет кратко обсуждаться новые информационные технологии, помогающие организовать современную систему УЗ (СУЗ) на предприятии.
1. Введение и некоторые классификации
Размытая трактовка понятия «знания», которое используется в УЗ крайне свободно и широко (см. статью про инженерию знаний), требует уточнения. В СУЗ знаниями называют все виды информации, включая неструктурированный контент (письма, эскизы, фото), данные (в базах данных и хранилищах данных), и знания (как закономерности предметной области, позволяющие специалистам решать свои задачи). Подробнее об этом в статье про инженерию знаний.
Обмен и передача знаний в рамках одной организации обычно принимают форму создания баз знаний, обеспечивающих накопление и повторное использование знаний [Циперман, 2005, Haghi, 2005]. Передача знаний и опыта между организациями формирует рынок знаний, для ориентации в котором создаются соответствующие инструменты [Abecker, van Elst, 2003].
Таким образом, ресурсы знаний в широком смысле могут находиться в различных местах — в базах данных, базах знаний, картотечных блоках, у специалистов — и рассредоточены по всему предприятию.
Существуют различные классификации технологий УЗ [Marwick, 2001; Мильнер и др., 2006; Davies et al, 2005], например, в [Гаврилова, 2008], все инструменты СУЗ разбиты на 7 классов:
Анализ имеющейся в компании информации,
Извлечение, структурирование и формализация знаний (иначе, инженерия знаний),
Обмен и использование знаний,
Поиск информации по запросу,
Организация хранения,
Обучение, .
Интегрированные системы обработки, объединяющие вышеперечисленные функции.
Ценность данной классификации в охвате и представлении единого взгляда на весь комплекс задач управления знаний. Однако, если попытаться шире взглянуть на все многообразие средств УЗ, можно опереться на отчеты известной Gartner Group (http://gartner.com/). Среди многообразия програмных продуктов Gartner выделяет три категории, которые полностью поддерживают решение задач УЗ:
А. Технологии доступа к информации (Information Access Technology) [Andrews, 2007].
В. Совместная работа и социально-ориентированное ПО (Collaboration and Social Software) [Dracos, 2007].
С. Системы управления контентом (Enterprise Content Management), которую также можно рассматривать как инфраструктуру для представленных выше групп
Две первые категории соответствуют 2-м различным взглядам на знание [van Engers, 2001; Abecker and van Elst, 2003]:
1. Знание как «запас». Согласно этому подходу, знание – это актив, продукт, который может существовать независимо от человека и управление которым подобно управлению любыми другими ресурсами.
2. Знание как «поток». В таком подходе знание не может передаваться как некий объект, поскольку в формирование знания вносит существенный вклад человек-участник процесса передачи. Данный взгляд объясняется тем, что знание – результат интерпретации информации в определенном контексте. Знание не передается, а воссоздается в мозгу человека при получении информации в соответствии с исходными знаниями, опытом, ценностями и ожиданиями.
На практике оба взгляда часто сочетаются.
2. Лидеры программных средств для управления знаниями
Рассмотрим некоторых типичных представителей и функциональные возможности программных средств, относящихся к сформированным категориям.
Категория А. «Технологии доступа к информации».
Что включает понятие доступа? Конечно, в первую очередь - поиск по ключевым словам и сложные запросы (например: «Найти все отчеты отдела маркетинга, которые писал Иванов?”). Также важен поиск с использованием классификации (или таксономии) документов по группам.
Некоторые программы могут сами аннотировать любого входнй документ и строить автоматическаи классификации по текстам документов.
Лидерами в данной категории в соответствие с [Andrews, 2007] являются продукты компаний Autonomy (IDOL™ Server), Fast Search&Transfer (FAST ESP, Convera RetrievalWare), Endeca, IBM.
Категория В. «Совместная работа групп и социально-ориентированное ПО».
Эти программные продукты поддерживают коммуникации (мгновенные сообщения, почту, IP-телефонию, видео-конференции) и предоставляют единую виртуальную рабочую среду, включающую wiki (термин описандалее), совместную работу с документами, рабочие доски и пр.. Так можно организовать совместную разработку отчета в едином пространстве, выделив сообщество участников, или организовать коллективное обсуждение корпоративного праздника. Программы этой категории создают персональные профили сотрудников с описанием интересов, компетенции, опыта работ и т.п., а также каталоги экспертов.
Лидерами в данной группе являются продукты компаний BEA (BEA Aqualogic), SpikeSource (SuiteTwo), Socialtext (Socialtext), IBM и Microsoft[Dracos, 2007].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--