Статья: Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г Караганды
В период февраль-март 2004 года Карагандинским областным институтом повышения квалификации и переподготовки государственных служащих и работников образования была проведена пробная диагностика функциональной грамотности учащихся г. Караганды.
За последние 10 лет в нашей республике произошли серьезнейшие изменения. Казахстан стал страной, открытой миру, строящим демократическое общество, правовое государство с рыночной экономикой, в котором на первое место должен быть поставлен, человек, обладающий значительно большей, чем ранее мерой свободы и ответственности.
Но здесь возникает ряд далеко непраздных вопросов:
1. Отражает ли система образования республики эти изменения?
2. Обеспечивает ли полноценное функционирование гражданина в обществе?
Поиск ответов на эти вопросы и стал основной причиной проведения данного исследования.
В исследовании приняло участие 220 учащихся 9-х классов 5-ти Карагандинских школ, из них 118 учащихся гимназий и лицеев и 102 учащихся общеобразовательных школ.
Использовалась методика исследования международной программы PISA (Program for International Student Assessment) по оценке функциональной грамотности 15-летних учащихся, в которой принимала участие Российская Федерация. В данной программе нашли отражение значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями, умение сотрудничать и работать в группах и др.). Одной из основных целей исследования было оценить способность молодых людей 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества.
Мы использовали часть тестовых заданий данной программы - 8 тестовых заданий или 29 вопросов разного уровня сложности по:
- литературной функциональной грамотности (3 тестовых задания или 13 вопросов);
- математической функциональной грамотности (3 тестовых задания – 8 вопросов);
- естественно-научной функциональной грамотности (2 тестовых задания – 8 вопросов).
Нам пришлось адаптировать шкалу оценки результатов тестирования, использованную в программе PISA под нашу традиционную:
- правильные ответы на более 90% вопросов – высокий уровень функциональной грамотности – «отлично»;
- правильные ответы на 75-90% вопросов – хороший уровень функциональной грамотности – «хорошо»;
- правильные ответы на 50-75% вопросов – удовлетворительный уровень функциональной грамотности – «удовлетворительно»;
- правильные ответы на менее 50% вопросов – низкий уровень функциональной грамотности – «неудовлетворительно».
Результаты исследования
1. Общая учебная компетентность по всем учащимся, принявшим участие в исследовании:
- 2% - показали высокий уровень функциональной грамотности;
- 12% - хороший уровень функциональной грамотности;
- 46% - удовлетворительный;
- 40% - неудовлетворительный.
2. Результаты учащихся гимназий и лицеев отличаются от результатов учащихся общеобразовательных школ:
Уровни ФГ |
Учащиеся гимназий/лицеев |
Учащиеся общеобразовательных школ |
Высокий | 3,4% | 0% |
Хороший | 21,4% | 0% |
Удовлетворительный | 55,2% | 33,8% |
Неудовлетворительный | 22,9% | 66,2% |
3. Результаты учащихся по литературной, математической и естественно-научной функциональной грамотности представлены ниже:
Уровни литературной ФГ | Учащиеся всех обследованных школ |
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 143
Бесплатно скачать Статья: Результаты пробной диагностики функциональной грамотности учащихся г Караганды
|