Статья: Сор и золото в фольклоре
«Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал».
В. Высоцкий. «Купола»
Золото с его сиянием и сор, пепел, угли, кал — отталкиваясь, эти полюса всегда притягивались друг к другу в художественном языке и обыденной речи, фольклоре и литературе. Поэтический язык последней нередко усиливал, выделял, подчеркивал те стороны этого противопоставления, которые в фольклоре находятся как бы в свернутом состоянии, поскольку любой фольклорный образ поддерживается контекстом, устной традицией, где недоговоренность неизбежна. Принято думать, что народная поэзия, ее строй, помогает более глубокому прочтению авторской, профессиональной поэзии — это так, но не менее справедливо и обратное: только в литературном языке старые как мир символы и метафоры обретают ясность и отточенность, оттенки смыслов, не свойственные гибкой, живой и не всегда внятной вне бытования устной культуре слова.
Укажем лишь некоторые акценты, характерные для русской поэзии в интерпретации данной мифологемы. Как и в фольклоре, золотой мир в авторских текстах — священный, слабым отблеском его грандиозного великолепия призваны служить золотое убранство русских церквей, праздничное церковное шитье, золото куполов:
И раки старые, и мраки позолоты,
В разливе серебра — черна дыра киота
...................................................................
Под восковой свечой седой протоирей
Встал :золотым горбом из золотых дверей.
А. Белый. Церковь
Священна жизнь, священно поэтическое вдохновение, это «золотые» дары:
Исполнен мыслями златыми,
Не понимаемый никем,
Перед распутьями земными
Проходишь ты, уныл и нем.
А. С. Пушкин, Езерский
Но золотая чаша жизни перед смертью оказывается пустой:
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был — мечта
И что она не наша!
М. Ю. Лермонтов. Чаша жизни
Золотое здесь несбывшееся, невысказанное, необъявленное, свою тайну золотая чаша выдаст лишь в последние минуты жизни, тема золота сплетается с темой смерти. В смерти — залог воскресения, оппозиция «золото/смерть и «золото/жизнь, молодость» может быть стянута в одном образе:
Внемлите, ловите, воскрес я — глядите: воскрес.
Мой гроб уплывет — золотой взолотые лазури.
А. Белый. Утро
Полярность «золото»/ «прах» иногда лежит в основе замысла следующих друг за другом циклов: так за «Золотом в лазури» А. Белым был созданцикл «Пепел». Ею может быть пронизан текст, где речь идет об угратс молодости, жизненных сил:
Пора золотая
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--