Топик: Особенности языка и стиля английской научной прозы

Определение природы эмоционально-субъективной оцен­ки, ее языково-стилистических примет является одной из основных проблем стилистики художественной речи. Эта проблема в одинаковой степени существенна и для вопро­са становления стиля научной речи в связи с проникнове­нием в него элементов эмоционального и возможностью их «сосуществования» с элементами логического.

Принято считать аксиомой тот факт, что эмоционально-оценивающая реакция не соответствует самой природе научного мышления: отвлечение от частно­стей, создание обобщающих и абстрагированных выводов связано с объективностью оценивающей меры, с логиче­скими, но не эмоциональными определениями.

Это обстоятельство как будто дает возможность ска­зать что, во-первых, эмоциональная окрашенность речи не мотивирована функцией научного мышле­ния; во-вторых, что в стиле научной прозы образная и субъективная экспрессивная сила слова должна вступать в острое противоречие с логически объективной направ­ленностью научной теоретической мысли и, наконец, что чувственность переживаний и ощущений субъекта вообще лежит вне плоскости мышления, связанного с решением той или иной логической задачи.

Однако адекватное описание сущности языковых осо­бенностей научной прозы требует изучения их эмоциональных качеств, ведь человеческое мышление есть единство логического и чувственного познания действительности.

Наличие эмоциональной оценки дает информацию об изучаемом предмете, явлении, факте, поскольку подобная оценка указывает на способность предмета вызывать у че­ловека определенную чувственную реакцию. В свою оче­редь характер такой реакции говорит о внутренних свой­ствах самого предмета.

В научной литературе функция языка связана с логич­ностью и точностью изложения, а не со средствами эмо­ционального и эстетического воздействия на читателя, как это имеет место в стиле художественной речи. В связи с этим современная научная проза, подчиняясь принципу логического развертывания мысли, не прибегает часто к использованию слов, имеющих оттенки эмоционального значения.

Но становление и развитие норм любого речевого сти­ля, в том числе и научной прозы, можно осознать в пол­ной мере, изучая не только языковые факты, которые удивляют своей характерностью в данном стиле речи, но также и те явления языка, которые являются второсте­пенными, необязательными, так сказать, подсобными.

Вопросы использования элементов субъективно-эмо­циональной оценки в стиле научной прозы связаны с ре­шением ряда существенных проблем. Например: в какой степени эмоциональная, чувственная сторона языка мо­жет вообще проникать в область научного творчества? Способствует ли эта эмоциональность принципам научно­го отражения действительности, или она несовместима с общей логической направленностью научно-теоретиче­ских работ?

Эмоциональная напряженность английской научной прозы XIX в. и исчезновение в XX в. этой напряженности как качества, органически присущего языку научного по­вествования, дают возможность проследить закономер­ность общих пуристических тенденций в развитии данно­го стиля. В связи с такими тенденциями возникают вопросы обогащения традиции и ее отмирания, с одной стороны, и вопросы трансформации композиционно выра­зительной структуры стиля, преемственности стилистиче­ских структур прошлого и настоящего — с другой. Изуче­ние форм эмоциональной оценочности и ее своеобразной системы в каждый исторический период могло бы явить­ся одним из объективных приемов и принципов стилисти­ческого анализа научной прозы.

Рассмотрение элементов эмоциональной оценки в на­учной литературе требует изучения ряда частных вопро­сов. Во-первых, одной из существенных проблем стано­вится задача, связанная с выявлением системы значений слов, присущей стилю английского научного изложения. Здесь, в частности, возникает вопрос: каким образом эмо­циональное значение слова конкретизируется, актуализи­руется в стиле научной прозы? Во-вторых, встает вопрос о том, какие причины вызывают появление обязательных (или факультативных) элементов оценочного плана в на­учном изложении. В-третьих, рассмотрение авторского субъективного отношения влечет за собой изучение моде­лей, в которых реализуется выражение эмоциональной оценочности. Установление этих моделей позволило бы сказать, что эмоциональные возможности языка реализу­ются в стиле научной прозы не как случайный набор при­емов, а как организованное использование определенного ряда структур, наиболее пригодных для данных целей.

Изучение научных работ, характера имеющейся в них критики, принципа обобщения уже накопленного и освещения вновь найденного материала помогает установить орбиту узаконенных лингвистических норм стиля и отли­чить случайный момент от традиции, а также дает воз­можность не только констатировать лингвистические осо­бенности стиля, но и понять их целесообразность и лексико-семантическую обусловленность.

В английской научной литературе возникновение элементов эмоционально-оценоч­ного плана связано в первую очередь с проникновением в нее разговорной и высоко-книжной лексики. Намеренно «сниженная» (разговорная) и намеренно «высокая» (литературно-книжная) лексика в научном произведении вызывает определенный стилистический эффект, во-первых, в связи с контраст­ностью вышеупомянутой лексики и лексики нейтральной, на основе которой строится научное произведение, и, во-вторых, в связи с тем, что разговорная и высокая литера­турно-книжная лексика сами по себе обладают эмоциональной и экспрес­сивной окрашенностью.

Задача настоящего исследования сводится, во-первых, к определению типов смешения стилистически разнород­ной лексики и, во-вторых, к выяснению мотивированности подобного смешения содержанием и задачами научных работ.


Глава первая: ПРЕЛОМЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СТИЛЕ НАУЧНОЙ ПРОЗЫ

1. Общая характеристика стиля научной прозы

Стиль научной прозы называют по-разному: научно-технический стиль: деловой стиль; стиль интеллектуальной речи; рассудочный слог; научно-профессиональный стиль; технический стиль; стиль научного изложения; стиль научных работ и т. д.

Данный речевой стиль признается огромным большинством исследователей языка и, приступая к описанию стиля научной прозы, или, в более общем плане к характеристике ряда стилей литературного языка, нередко подчеркивают настоятельную необходимость изучения стиля научного изложения.

Какие основные черты характеризуют стиль научной прозы? Что составляет его специфику?

Функция научного мышления представляет собой познание окружающего нас мира путем создания логических категорий. В свою очередь, теоретическое мышление, осуществляемое в логически оформленных поня­тиях и систематизированное с помощью слов-терминов, входит в содержание видов общественного сознания — науки, философии, этики. Поскольку отбор языковых средств определяется, в частности, особенностями той или иной области чело­веческой деятельности, то специфика этой деятельности дает нам возможность, в целом, постулировать как за­кономерности отбора языковых средств в данном рече­вом стиле, так и функциональные задачи этого стиля. И обратно: лингвистический анализ научного произве­дения способен дать совершенно новый аспект чисто специально-научной стороны изучаемого произведения. Г. О. Винокур справедливо писал, что всякий языко­вед, изучающий язык данной культуры, тем самым, хо­чет он этого или нет, непременно становится исследо­вателем той культуры, к продуктам которой принадле­жит избранный им язык. Аналогичным образом мы можем сказать, что изучение языка научных работ рас­крывает новые стороны, связанные с проблемой станов­ления и развития той или иной области исследования. К задачам научной прозы следует прежде всего от­нести доказательство определенных положений, гипо­тез; аргументацию; точное и систематическое изложе­ние научных вопросов в целях описания, определения и объяснения явлений природы и общественной жизни, в целях передачи суммы знаний, сообщения новых ре­зультатов исследования. При помощи совокупности выразительных средств, присущих языку научного изло­жения, описывается действительно существующее и доказывается истина.

­В результате научная проза слагается в основном из ряда рассуждений и доказательств. Точность последних достигается полнотой высказывания (которое не дополняется здесь знанием ситуации данного момента, но рассчитано на постоянную значимость) и смысловой точностью. Логическая строгость, объективность, последовательность и точность — вот те свойства, которые считаются идеалом научной прозы.

Стилеобразующим началом всех научных работ, несмотря на разнообразие индивидуальных стилевых манер, является логическая последовательность изложения, ориентация на логическое восприятие и вызванное этим обстоятельством широкое распространение интеллектуальных элементов высказывания.

В научных работах автора прежде всего интересуетцепь последовательных, стройных логических суждений, поставленных в причинно-следственную связь и раскрывающих не случайное и единичное, а общее, закономерное. Ученый стремится с наибольшей точность развить систему суждений и доказательств, исчерпать в логической последовательности то или иное положение в целях создания научных абстракций.

Поскольку научное творчество отражает рассудочную деятельность человека, то и язык научных работ характеризуется логическим построением. Это касается как лексических, так и синтаксических особенностей языка научного изложения.

Стремление к наиболее полному соответствию форм языка содержанию высказывания приводит к использованию многочисленных терминов. Несколько преувеличивая значение термина для развития языка научного повествования, Ш. Балли говорит: термин в области лексики и формула в области синтаксиса являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык.

Для стиля научной прозы характерно употребление слов в ведущем предметно-логическом значении, назы­ваемом иногда реально-логическим, прямым предметно-логическим значением. Подбором лексики научный текст всегда обнаруживает потребность показать лишь объективную сторону вещей, и «в сочинениях всякого истинного ученого непременно чувствуется, что этот способ выражения является плодом непрестанного... усилия ума».

Для научного изложения типичны четкий синтаксис и соблюдение определенного порядка слов в плане строгой логической последовательности. Синтаксиче­ские конструкции научных работ тяготеют к стереотип­ности. Это, а также широкое использование терминов и слов, лишенных изобразительности, традиционная склонность к отображению нормативной лексики и фра­зеологии, наличие элемента строгой письменной тради­ции составляют специфику стиля научных работ. Бла­годаря этим закономерным свойствам стиль научного изложения существует в нашем сознании как живой функциональный стиль, как определенным образом замкнутая система.

2. Проникновение эмоционального в научную литературу

Научное изложение имеет своей основной целью воз­действие на ум, а не на чувства читателя; оно рассчи­тано не на эмоционально-чувственное, а прежде всего на логическое восприятие. Стиль научной прозы стремится к максимальной объективности изложения. Научная работа, как правило, не дает возможности представить настроение автора, его отношение к читателю, оценку излагаемого.

В связи с этим широкое распространение получает мысль о том, что в стиле научной прозы отсутствуют языковые элементы, обладающие эмоциональностью. Точнее, однако, было бы говорить не об отсутствии эмоциональных элементов, а о том, что стиль научной прозы тяготеет к речевым средствам, лишенным эмоциональной нагрузки.

Поскольку научное изложение использует в первую очередь логические средства воздействия и убеждения, формулируется мысль о том, что научная проза всегда скучна и неоригинальна, что автор теоретической работы (прежде, чем он начнет писать книгу) должен принять как неизбежный тот факт, что его работа похожа на все другие, написанные на ту же или сходную тему.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 190
Бесплатно скачать Топик: Особенности языка и стиля английской научной прозы