Учебное пособие: Инновационный менеджмент
Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие для нашей страны. Раньше (до перехода к рынку) в специальной литературе и документах применялись понятия «управление научно-техническим прогрессом», «внедрение достижений науки и техники в производство» и пр. В рыночных условиях, когда организации осуществляют самостоятельную деятельность, эти понятия теряют смысл. С другой стороны от того, насколько быстро и своевременно организация будет использовать достижения современной науки и техники, зависит ее уровень конкурентоспособности, а подчас и само существование. Только при развитии рынка и рыночных механизмов управления экономикой возникают совершенно новые общественно-экономические реалии, такие как рынок ценных бумаг, рынки капитала и инноваций, рынок рабочей силы и пр. В таких условиях от инновационной активности фирмы зависит не только конкурентоспособность, но и само ее существование.
Следует понимать, что в СССР, также как и в странах социалистического лагеря, новые технологии, а также новые товары, услуги и прочие плоды научно-технического прогресса, приходилось внедрять в плановом порядке. Сам механизм экономики, ориентированный на жесткий планово-командный стиль управления, не был приспособлен к иному виду освоения новых технологий. В рыночной экономике, где все организации имеют юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении «сверху» речи быть не может. Поэтому инновационный менеджмент, также как и другие виды менеджмента, являются для нашей страны совершенно новым понятием. Рыночные условия диктуют то, что в стратегии многих фирм наблюдается определенная переориентация к применению инновационной стратегии, т.е. конкуренции на основе эффективного использования современных технологических разработок («стратегия технологического прорыва»), поискам и освоению нового рыночного сегмента – «ниши», соответствующему технологическому и производственному потенциалу фирмы.
Если говорить определённее, то в начале XXI века в обществе складывается совершенно новая ситуация, которая очевидно и будет определять дальнейшее развитие человечества. Академик Макаров В.Л., директор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН на общем собрании Академии наук РФ сделал соответствующий доклад. Там, в частности, говорится: «Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.
Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа учёных и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации – наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний». [1, стр. 26].
Но экономика, основанная на знаниях, предполагает несколько иную ориентацию в использовании ресурсов, в частности трудовых. Здесь требуются люди совершенно иной квалификации. Ведь современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. И для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры, которые должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом иметь соответствующие знания и работать в различных организационных структурах – в исследовательских организациях, конструкторских бюро, вузах и пр.
Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.
Исходя из вышесказанного, целью настоящего курса является приобретение знаний о социально-экономических закономерностях научно-технического прогресса и управляющих воздействиях, способствующих их эффективной реализации.
Изучающие данный курс должны получить знания о том, что такое инновации, понять, как организуются работы по разработке и освоению научно-технических нововведений, как управлять сложнейшим процессом создания новой техники со всеми сопутствующими ему задачами: от анализа спроса на научно-техническую продукцию до оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.
Пособие разбито на несколько основных тем, которые соответствуют рабочей программе курса и построены таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть суть такого сложного понятия, которые является инновации в современном обществе. Первая часть пособия освящает общие вопросы. Здесь рассматриваются общие понятия: определения инноваций и связанных с ней (инновационный процесс, инновационная инфраструктура, организация инновационной деятельности и т.п.). Во второй части изложены вопросы, касающиеся инновационной деятельности в организации. Это разработка стратегии инновационного процесса, инновационное проектирование.
Для более полного понимания и усвоения учебного материала в пособии имеются вопросы для самопроверки и тесты. Текст снабжён специальными значками, которые помогают учащемуся лучше ориентироваться в излагаемом материале.
Необходимость инноваций в современном обществе
Современное общество во многих странах (за небольшим исключением) в начале XXI века представляет собой чрезвычайно динамическую среду, которая постоянно и очень быстро меняется. Такое состояние общества явилось результатом научно-технических революций, которые стали происходить после второй мировой войны, с начала пятидесятых годов двадцатого века. Накопление новых знаний привело к бурному развитию технологий, которые, в свою очередь, рождали новые и новые отрасли науки и техники, быстро находящие применение в отраслях экономики. Многие страны мира стали строить экономику и связывать дальнейшее своё развитие именно с новыми открытиями и изобретениями. Такой процесс принял лавинообразный характер. Инновационные процессы стали определяющими в развитии любой страны.
Научно-техническая революция многократно ускорила процесс возникновения новых технологий, привела к появлению товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и образованию рынков принципиально новой продукции, способствовала быстрому обновлению производства. Все это придало экономике столь недостающие ей в период господства монополии динамизм и гибкость, сделало возможными резкие структурные сдвиги.
Принципиально изменяется положение малого бизнеса. Из придатка монополистических структур мелкие и средние предприятия превращаются в их конкурентов, препятствуют консервативной технической политике крупных корпораций. Во многих странах малый бизнес получает значительную правовую и финансовую поддержку со стороны государства, становясь тем самым значительной революционизирующей силой в экономике развитых стран, способствует развитию конкуренции. Он выступает реальным ограничителем монополизма.
Гибкость и динамизм, придаваемые современному производству научно-технической революцией, приводят к перманентному перераспределению экономической силы между различными компаниями, появлению новых флагманов и аутсайдеров, а в итоге – к росту конкуренции.
Свободная конкуренция в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.
Можно отметить, что появлению и ускорению инновационных процессов в обществе способствовала всё более усиливающаяся конкуренция в современном рынке.
Действительно, основной чертой рынка, его движущей силой является конкуренция[1] между всеми участниками рыночных взаимоотношений. Подчеркнём, что конкуренция существует как между производителями (предпринимателями), так и между потребителями, хотя этот вид конкуренции в рыночной экономике не является доминирующим. Большую роль играет соперничество между предпринимателями. Конкуренция охватывает также отношения между предпринимателями и потребителями. В странах с рыночной экономикой споры между ними о ценах, качестве товаров заканчиваются в пользу потребителей, но существует практика так называемого «навязывания потребностей», т.е. формирование предпринимателями стандартов потребления, оценочных критериев, стереотипов, влияющих на осуществление покупок, однако она базируется на более или менее точном знании и понимании предпринимателями динамики потребительских ожиданий.
Итак, в самом общем виде рыночный механизм можно определить как механизм приспособления (адаптации) предложения к существующему спросу. Его смысл – движение методом проб и ошибок к общему равновесию цен, балансу произведенных и требуемых количеств продукта. Иначе говоря, речь идет о процессе, в ходе которого решаются три основных вопроса любой экономики: что, как и для кого производить?
В [19] отмечается, что в прошлом, в советской литературе преобладали негативные оценки конкуренции. Справочники, словари и учебные пособия по политэкономии социализма регулярно оповещали о полном устранении конкуренции и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием в советской экономике. Многих людей вообще пугало слово «конкуренция»: в ней виделся точь-в-точь безжалостный Молох, приносящий неисчислимые страдания (и смерть) сотням тысяч честных тружеников, но потворствующий небольшой кучке оборотистых и нечистых на руку бизнесменов, так называемых «дельцов», способных на любой поступок в их продвижении к вершинам успеха и обогащения. Сегодня такие наивные представления о конкуренции, основанные на элементарной не информированности советских людей о подлинных реалиях конкуренции в странах с рыночной экономикой, эксплуатируются разве что немногочисленными противниками перехода к рыночной экономике. Жизнь показала, что именно благодаря конкуренции и на её основе государства с рыночной ориентацией обеспечивали движение вперед.
Не останавливаясь на всех видах конкуренции (которые рассматриваются в соответствующих учебных курсах), рассмотрим те её черты, которые имеют отношение к нашему предмету.
Принято выделять ценовую и неценовую конкуренцию.
При ценовой конкуренции основным способом соперничества является снижение цен производителем на свои товары по сравнению с ценами на аналогичную продукцию других производителей. При этом возможно следующее.
Возможность снижения цены для фирмы без ущерба для уровня прибыли, которую создают более низкие издержки производства. На уровень издержек любой фирмы влияют как техника и организация производства на ее предприятиях, так и национальные условия производства (уровень зарплаты, расходы на социальное страхование и т.п.). Однако, часто снижение цен принимает недобросовестный характер (т.н. демпинг ). Под демпингом понимается распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже «нормальной», если оно причиняет или угрожает причинить значительный вред производству, основанному одной из стран-участниц, или существенно замедляет создание иностранной продукции. В этом определении правильно указывается на цель демпинга – помешать развитию производства соответствующей продукции в данной стране.
Кроме общего снижения цен в мировой практике известно большое количество разных скидок, применяемых при внешнеторговых сделках.
В современных условиях много говорят о «неценовой конкуренции» как важнейшем элементе борьбы за внешние рынки.
Неценовая конкуренция в современных условиях имеет больше форм и проявляется в том, что фирмы стараются предложить потребителю, при прочих равных условиях товары и услуги более высокого качества, расширить их ассортимент и увеличить диапазон обслуживания, предоставить больше гарантий и пр. Однако, набор этих возможностей ограничен и рано или поздно перед любой организацией встаёт проблема выбора – что делать дальше? Как уцелеть в конкурентной борьбе? Простая логика развития рынка подсказывает определенный путь решения этой проблемы: когда исчерпаны возможности повышения качества существующего товара, необходимо предложить рынку что-либо новое. Отсюда вытекает объективная необходимость развития инновационной деятельности.
Интересные примеры, иллюстрирующие вышесказанное, можно найти в любой книге, посвященной современной экономике и менеджменту. Например, в [18] говориться, что в 50-е годы сильные позиции на мировом рынке часов принадлежали фирмам Швейцарии. Пытаясь увековечить свою монополию, они запретили экспорт оборудования для производства часов в другие страны. Уверенные в своем превосходстве, они замедлили обновление производства. В результате американские и японские фирмы сумели значительно потеснить швейцарских конкурентов на мировом рынке, разработав собственную технологию для часовой промышленности и предложив потребителям качественно новые потребительские товары, в частности электронные часы.
Аналогичная ситуация произошла на рынке спортивных товаров в 80-е годы. Фирма «Адидас» занимала господствующее положение на протяжении длительного периода времени. Но за последнее десятилетие ее монопольные позиции были серьёзно подорваны новыми конкурентами – фирмами «Найк», «Рибок». Это произошло потому, что они сумели обойти «Адидас» как в области новых технологий, так и в более гибкой и оперативной реакции на изменение запроса потребителей, в особенности массового потребителя.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--