Учебное пособие: Кинематическое и кинетостатическое исследование рычажных механизмов компрессоров
Кинематическое и кинетостатическое исследование рычажных механизмов компрессоров
Построение плана механизма
Компрессоры подвижного состава железных дорог Российской Федерации одноцилиндровые и многоцилиндровые состоят из кривошипа (коленчатого вала) и присоединенных к нему структурных групп (группы Ассура). Например, V- образный компрессор (рис.1), независимо от угла между осями цилиндров “α” состоит из кривошипа 1,шатунов 2 и 4, ползунов (поршней) 3 и 5. С точки зрения структуры этого механизма он состоит из механизма 1го класса 1го порядка (звено 1) двух структурных групп 1го класса, 2го порядка 2 модификации (рис.2).
Присоединением к кривошипу еще одной структурной группы можно получить 3х цилиндровый механизм (звенья 6 и 7 по рис.1).
Кинематический расчет механизма компрессора сводится к расчету параметров движения звеньев, входящих в состав указанных групп. При этом алгоритм определения этих параметров будет одним и тем же для каждой группы независимо от положения звеньев в механизме.
Для кинематического расчета механизма задается его кинематическая схема с указанием размеров звеньев, положение кривошипа в рассматриваемый момент времени и скорость его вращения.
План механизма (кинематическая схема) для выполнения расчетов графоаналитическим методом строится с использованием масштаба.
При расчете механизмов часто изменяют так называемый масштабный коэффициент КL ,равный отношению, действительных размеров звеньев к размерам на чертеже, т.е.
Например: действительная длина кривошипа LOA = 0.05м , отрезок ОА , изображающей его на чертеже, примем ОА=25мм .
Масштабный коэффициент КL при этом будет равен
К L =0.05/25=0.002 м/мм ,
т.е. в 1мм чертежа содержится 2мм действительного размера. Фактически это масштаб уменьшения 1:2 .
Иногда при построении кинематической схемы механизма необходимо определить недостающие размеры звеньев. Пусть, например, задано λ= LOA / LAB (параметр механизма), тогда длина LAB при заданном LOA и λ определится из соотношения LAB = LOA / λ .
Разделив размеры всех звеньев на принятый масштабный коэффициент, найдем отрезки, изображающие их на чертеже.
Для выбора заданного положения кривошипа траектория точки А (окружность) разбивается на 12 равных частей от начала отсчета, в качестве которого чаще всего принимается положение точки А на линии ОВ . Отсчет положений точки А (по часовой или против часовой стрелке) производится в зависимости от заданного направления вращения кривошипа.
Положение точек В и С на линии ОВ и ОС находим методом «засечек» циркулем, установленным в точку А и содержащим размер звеньев АВ и АС , в принятом масштабе. На звеньях АВ и ВС необходимо указать положение их центров масс (в соответствии с заданием).
Размеры прямоугольников, изображающих поршни компрессора 3 и 5 не должны соответствовать их действительным размерам и выбираются произвольно как условное изображение поступательно движущихся звеньев.
Определение скоростей звеньев с помощью плана скоростей
Обычно принимается что кривошип вращается с постоянной угловой скоростью. Линейная скорость точки А кривошипа, как известно, определяется из соотношения:
V А =ω1 LOA , [м/с], (2)
где ω1 -угловая скорость вращения кривошипа, которую определим по формуле
ω1 =(2π n 1 )/60= π n 1 /30 [с-1 ] . (3)
Здесь n1 -число оборотов кривошипа в мин.
Вектор скорости точки, движущейся по какой-либо траектории всегда направлен по касательной к траектории в этой точке. В нашем случае вектор скорости в точке А направлен по касательной к окружности в точке А , т.е. перпендикулярен к радиусу ОА . Из произвольной точки PV на плоскости проводим отрезок PV а произвольной длины, который будет в масштабе К V (масштабный коэффициент скорости) изображать скорость точки. Величина К V будет равна:
К V = VA /Р V a [(м/с)/мм] , т.е. масштабный коэффициент показывает сколько единиц скорости содержится в одном миллиметре отрезка Р V a .
Далее определяем скорость точки В , принадлежащей одновременно звеньям 2 и 3. Звено 2 совершает сложное плоско-параллельное движение. В сложном движении скорость точки В определим в соответствии с векторным уравнением:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--