Учебное пособие: Кризисы в развитии организации

1. Идентификация кризисного развития организации

2. Кризисы в цикличном развитии организации

3. Этапы развития кризисов цикличного развития организации

1. Идентификация кризисного развития организации

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть различны, но необходимо выделять:

1. Симптомы кризиса;

2. Причины кризиса.

3. Факторы кризиса;

Эти 3 элемента составляют основу для распознавания кризиса, его идентификацию и применение антикризисных мер. Симптом кризиса это состояние показателя, так и тенденция его изменения, при этом состояние показателей могут оцениваться как относительно установленных нормативов, так и относительно друг друга. Пример симптома: несоблюдение состояния между ростом з/п и производительности труда. Производительность должна расти опережающими темпами, чем рост з/п. Симптомы не всегда отражают причины кризиса. Симптом – первоначальное внешнее проявление кризисной ситуации. Они не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но с их помощью эти причины можно установить.

Причины кризиса – явление, событие, вследствие которого появляется фактор кризиса. Фактор кризиса – событие или установленная тенденция, которые свидетельствуют о наступлении кризиса. Например, инфляция (как результат) – фактор кризис, причины инфляции: рост массы денег, симптомы: проявляется это в активном использовании иностранной валюты в обращении.

В организации факторы кризиса могут быть:

– снижение качества продукции;

– нарушение технологической дисциплины;

– старение технических средств;

– большая задолжность по кредитам и т.д.

Причины кризиса в организации:

– финансово-экономические просчёты;

– низкая квалификация персонала;

– недостатки системы стимулирования труда и т.д.

Симптомы кризиса в организации:

– первые признаки проявления отрицательных тенденций и их устойчивость во времени (деловые конфликты, нарастание финансовых проблем и т.д.)

Факторы, влияющие на устойчивость системы могут быть внешними и внутренними.

· Внешниефакторы устойчивости системы в основном применяются в условиях командно-административной системы, когда любые дестабилизационные процессы гасятся из вне. Механизмы стабилизации были разные: дополнительная государственная поддержка, централизованная корректировка планов, замена директора. В этом случае, благодаря управлению из вне кризис не наступал, т.к. хорошо была развита система мониторинга рисков. Казалось, что кризисов не существует.

В рыночной экономике кроме внешних, на первом плане внутренние механизмы, обеспечивающие устойчивость. Здесь управление организацией происходит на анализе собственных действий в окружающей среде. Устойчивое состояние может быть стабильным и квазистабильным.

Стабильное состояние системы – такое состояние, когда все структурные составляющие функционируют устойчиво.

Квазистабильное состояние – когда по крайне мере одна структура нестабильна, но при этом на общее состояние системы не сказывается, либо незначительно и этим можно пренебречь.

2. Кризисы в цикличном развитии организации

Развитие социально-экономичеких систем носит циклический характер. Таким образом, существует несколько подходов к выделению циклов развития организации. Наиболее распространенный включает 5 этапов развития организации:

1. Эксплерентный этап

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 416
Бесплатно скачать Учебное пособие: Кризисы в развитии организации