Учебное пособие: Методы и способы решения задач
Содержание
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Список использованной литературы
Задание 1
Опишите понятия «задача» и процесс решения задачи. Назовите приемы помогающие решить задачу и оцените значимость и эффективность каждого из них.
Ответ
Задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать.
Процесс решения задачи:
1. Анализ содержания задачи. Цель - Понять, выделить величины, отношения, зависимости. Приемы выполнения этапа - Разбиение на смысловые части, перефразировка (разъяснение слов, замена терминов, убрать несущественные слова). Моделирование, таблица.
2. Поиск плана решения. Цель - Установить зависимость и связь между данными и искомыми. Приемы выполнения этапа: По модели.
3. Выполнение плана решения задачи. Цель - Выполнение плана. Приемы выполнения этапа: По действиям, с вопросами, с пояснением, уравнением,…
4. Проверка. Цель - Связь с условием задачи. Приемы выполнения этапа:
Модель – это в некотором смысле копия, она может быть упрощена и позволяет лучше, полнее изучать оригинал.
Модель строят на 1-м этапе решения задачи для того, чтобы понять задачу.
Модели бывают 3-х видов:
Вещественные (предметные): - из оригиналов (тетради, карандаши, конфеты…); - из копий, внешне похожих на оригиналы (утята, котята, огурцы…); - из фишек без сохранения сходства с оригиналами. При вещественном моделировании выполняются конкретные действия руками.
Знаковые (схема);
Графические (рисунок и чертеж).
Методы решения задач: арифметический, алгебраический, графический, практический, логический, смешанный, табличный.
Поиск плана решения задач
Существуют 2 вида разбора задач: синтетический (рассуждения надо вести от данных задач к ее вопросу), аналитический (от вопроса задачи - к данным).
При аналитическом способе решения задачи выясняется, что нужно предварительно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи. Чтобы помочь детям вести рассуждения аналитическим способом, можно использовать прием, называемый “деревом рассуждений”. Суть его состоит в том, что по ходу рассуждений строится схема, которая помогает увидеть, какие простые задачи следует выделить и каким будет план решения данной составной задачи.
Синтетический способ характеризуется тем, что основным вопросом при поиске решения задачи является вопрос о том, что можно найти по двум или нескольким известным в тексте задачи числовым значениям. По вновь полученным числовым значениям и другим известным в задаче данным вновь ищется ответ на вопрос, что можно узнать по этим значениям. И так до ответа на вопрос составной задачи. Иными словами, суть этого способа состоит в вычленении простой задачи из предложенной составной и решении ее.
Задание 2
Опишите технологию обучения приемам восприятия и осмысления задачи на примере следующей задачи: Составить и решить обратные задачи, решение другим способом, методом, прикидка определенного смысла составленного выражения по ходу решения.
Для ребенка купили 3 обычных и 4 общих тетрадей на сумму 75 рублей. Сколько стоит каждая тетрадь, если общая стоит в три раза дороже?
Ответ
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--