Учебное пособие: Основы философии
ВВЕДЕНИЕ
Физический. Бог хоть и мировой разум, всё же не всемогущ. Его воля постоянно наталкивается на зло. Человек – это не только разумное, но и телесное существо, поэтому он находится во власти зла. Его тело бунтует.
Концепция Льва Толстого насчет понимания добра и зла – это непротивление злу. Её критиковал Иван Ильин. Что такое непротивление? Это принятие зла, его допущение в себя, предоставление ему свободы, добровольное самозаражение, которое приводит к активному распространению заразы среди других людей. Несопротивляющийся рано или поздно приходит к следующему: зло – это не так уж и стрёмно. В нем существуют и положительные моменты и их немало, и может быть они должны преобладать. Понятия добро и зло должны сопровождаться конкретными условиями и обстоятельствами.
Отчуждение можно понимать как дистанцированность людей (индивидуализм).
Точка зрения Ионеско: человек может страдать не только от одиночества, но и от его отсутствия. Баланс сил притяжения и отталкивания определяется характером общественных человеческих отношений. Общество одновременно и целостно и дискретно.
Какие же силы определяют соотношение Добра и Зла? Биологические, психологические, статистически улавливаемые законы? Категорического ответа нет. Осторожный оптимизм сейчас связывают с эмпатией (способность переселяться в сознание другого человека, состояние восприятия внутреннего мира другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, как будто я становлюсь другим). В эмпатии слита динамика притяжения и отталкивания. Сливаются индивидуальные и коллективные тенденции социального бытия.
Духовное отчуждение
Это господство над человеком продуктов духовного производства, тех ценностей, которые определяют ход развития цивилизации. Нынешняя цивилизация стоит в тяжелом разладе с человеческой психологией, физиологией, нравственностью. Этот разлад пронизывает все устои жизни. Цивилизация расчеловечивает человека. Дробное разделение труда превращает нас в винтик социальной машины. Промышленная база воспитывает в нас хватательные рефлексы. Город отсекает человека от природы, превращает его в пассажира, прохожего, соседа, покупателя, производителя. Стресс будней растит в нас темные струны души, глушит светлое.
Человечество сейчас расколото на чуждые мировоззрения, религии, классы, нации, идеологии.
Специфика религиозного миропонимания
Основная проблема религии – это личность и общество. В мифах – человек и природа. Религия появляется на определенном этапе развития первобытного строя, когда начинает осознавать своё "Я". Религия появляется когда появляется предмет отражения. Анализ всего многообразия религий позволяет установить, что в любой из них отражаются господствующие над человеком силы природы и общества. Возникновение отчуждения – это одно из главных условий порождения религии. Религия – это своего рода преодоление социального отчуждения. Сущность религии неверно оценивать только как нечто противопоказанное человеческому прогрессу или как нечто безусловно полезное. Она отражает реальную действительность, то сторону общественного бытия, которая закрепляет господство, несвободу, зависимость людей от условий их жизни. Определить религию – это значит выразить её сущность, формы и функциональное проявление. На данный момент можно выделить от 150 до 500 определений слова "религия":
- особое чувство зависимости человека от бесконечного
- вера в невидимые духовные существа
- вера в судьбу
- связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего (Соловьёв)
- вера в сверхъестественное
Для познающего ума сверхъестественное – гносеологическое понятие, то, что не подчиняется законам материального мира, то, что выпадает из цепи причинных связей и зависимостей.
Понятия "закон" в античной философии не было. Его ввёл в обращение Фома Аквинский. С его точки зрения закон – это истина разума, которую мы можем постигнуть через познание, проявление воли Бога, а она фиксируется через связи, заложенные в вещах и предметах. Закон – это определенная упорядоченность в природе. Другая трактовка: закон – это установление государственной власти.
В Новое время закон – очень важная философская категория. Гегель: закон – устойчивая сторона явления, повторяющееся существенное отношение. В современном понимании закон – это существенная связь, которая определяет характер поведения объектов, их функционирование и развитие. У связей существуют следующие характеристики:
- Необходимость. Случайность – это инобытие закона.
- Всеобщность. Вытекает из необходимости. Любой закон природы или общества присущ всем без исключения процессам определенного типа. Закон – всеобщее родовое в этих явлениях и процессах. Он действует всегда и везде, где существует соответствие объекта и необходимых условий для проявления закономерных связей между ними.
- Всякий закон есть закон некоторого постоянства определенного процесса.
- Регулярность его протекания в относительно тождественных условиях
- Существенность. Всякому закону присущи существенное отношение, стабильность, сохранность, инвариантность.
- Объективность.
Сверхъестественное по представлениям верующих неощутимо, недоступно разуму, не может быть постигнуть с помощью обычных средств познания. Верующий убежден: сверхъестественное оказывает воздействие на его жизнь позитивно и негативно.
Сверхъестественное может быть выражено в разных формах в виде веры в
- сверхсущества (боги, духи, души)
- сверхсвязи между реальными объектами (магия, тотемизм)
- сверхсвойства реальных объектов (фетишизм)
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--