Учебное пособие: План-конспект урока-семинара по русскому языку в 11 классе на тему: "Лингвистический анализ текста"
Цель урока: проверить умения учащихся анализировать текст (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте, анализировать средства языка, выражающие основною мысль текста); обобщить и систематизировать материал по указанной теме; развить умение работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу (реферату); воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед аудиторией.
Оборудование: текст романа В.В.Набокова «Приглашение на казнь».
Подготовка к занятию.
За неделю до проведения семинара учитель знакомит учащихся с тематикой докладов.
Темы докладов (рефератов):
1. Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы и др.);
2. лексический строй языка (синонимы, синонимические ряды, антонимы);
3. морфологический строй, текста (преобладание определенных частей речи и причина этого роль видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия);
4. синтаксическая организация (структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, и т.д.;
5. использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
6. использование средств художественной выразительности (слова в переносном значении);
7. стилистически окрашенная лексика (просторечия, разговорные слова, книжные);
8. особенности языка автора (авторские неологизмы, ключевые слова);
9. роль цитат (интертекстуальность фрагмента, произведения);
10.единство и взаимодействие всех компонентов текста.
Учитель составляет список литературы к теме в целом. Учащиеся делятся на подгруппы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа выбирает для подготовки одну из тем.
Учитель консультирует учащихся, помогает им подобрать необходимую литературу, составить план.
Учащиеся пишут тексты будущих выступлений, подбирают примеры из текста романа В. Набокова «Приглашение на казнь». Выступления учащихся на семинаре обязательно должно носить характер свободных высказываний, для чего написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.
Для того, чтобы, обсуждение докладов на семинарском занятии сделать более эффективным, необходимо потребовать, чтобы учащиеся ознакомились с содержанием теоретического материала не только по своим темам, но и по теме семинара в целом. Учащиеся обмениваются докладами, готовят рецензии.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок - семинар. Напоминаю, что урок-семинар - это групповое практическое занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебном заведении. Тема нашего занятия - лингвистический анализ текста, цель урока – научиться анализу текста, обобщению и систематизации материала, научиться правильно и красиво выражать свои мысли.
Материал для лингвистического анализа - недавно пройденный и хорошо вам знакомый роман В. Набокова «Приглашение на казнь». Вы много и усиленно готовились, и я предоставляю слово для выступления докладчикам.
II . Выступления докладчиков.
1. Тема «Фонетическая организация текста»
Для выступления используется словарь литературных терминов.
Учащиеся записывают план выступления. К этому опорному конспекту ученик обращается в ходе выступления.
1) Процитируем текст:
«Особенно, казалось, был он горд тем, что паук сидел на чистой безукоризненно правильной, очевидно только что созданной паутине».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--