Учебное пособие: Праграма "Пралеска"
ПРАГРАМА «ПРАЛЕСКА» .
РЕБЕНОК В СВОЕЙ СТИХИИ. ИГРА И ЕЕ МЕСТО В ПРОГРАММЕ «ПРАЛЕСКА»
Игра... Ею занимаются на футбольном поле и хоккейной площадке, в шахматно-шашечных клубах...
Как велика стихия и магия игры! К олимпийским играм самозабвенно готовятся спортсмены. Артисты играют на сценах театра и в филармонии. Взрослые азартно играют на бирже, в казино. Мы уже привыкли к компьютерным, к телевизионным играм, число которых все увеличивается. Деловая игра становится необходимой формой подготовки специалистов (в том числе - к педагогической профессии)... И не случайно игру относят к органически необходимым компонентам человеческого поведения, фундаментальным основам существования HomoSapiens - человека разумного.
Игра проходит через всю нашу жизнь. Вместе с тем есть период, когда игра — в центре жизнедеятельности человека, становится «стихией жизни» (Ф. Фребель), приобретает особое значение не только для настоящего, но и для будущего. Этот период — дошкольное детство, с которым нас тесно связывает наша профессия, педагогическая работа. Игра — особый вид деятельности. Эта, так притягивающая к себе и детей и взрослых, деятельность, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе, привлекает внимание разных специалистов — биологов, этнографов, искусствоведов, культурологов, социологов, психологов, педагогов...
Среди исследователей этой удивительной; деятельности — и наш великий соотечественник Л.С. Выготский, внесший существенный вклад в раскрытие психологических основ игры и ее влияния на развитие ребенка. «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя, — писал Л.С. Выготский,— Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в (фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы готовится совершить прыжок над уровнем своего обычного поведения» (5, с. 74). Подход к игре как к ведущей деятельности дошкольников, лежащий в основе работ Л.С. Выготского, был продолжен его соратниками и последователями (А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль» кониным, А.В. Запорожцем, С.Л. Новоселовой и др.). Игровая деятельность продолжает интересовать как отечественных, так и зарубежных исследователей.
ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВСЕ, КТО ЗНАКОМ с «Пралеской», работают по ней, заметили, сколь важное место в ней отведено игре, особенно в группах «Почемучки» и «Фантазеры». Ее статус значительно повысился по сравнению с ранее действующей Типовой программой воспитания и обучения в детском саду. И не только за счет расширения программного компонента, непосредственно посвященного игре («Мир игры») в разделе «Развиваемся в деятельности».
Об игре в новой программе речь идет и в других ее подразделах, блоках (например, «Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность», «Конструирование», «Условия воплощения Программы в педагогическую практику», «Учебная деятельность», «Культура» и др.). К ней, игре, авторы программы рекомендуют обратиться педагогам и психологам и при решении задач, представленных в блоке «Поможем нашим детям», в приложениях «Коррекция межличностного взаимодействия», «Обучение иностранному языку в дошкольном детстве», «Работа воспитателя с одаренными детьми».
Особое внимание к игре вызвано в «Пралеске», прежде всего, стремлением гуманизировать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, создать благоприятные условия для реализации в педагогической практике «Декларации прав ребенка», которая, в частности, провозглашает: «Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение... Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием...» (принцип 7).
Центрация внимания на игре в программе «Пралеска» обусловлена и опорой ее на принцип развития психики в деятельности и общении. Гуманизация (а на ней основана программа) предполагает отношение к ребенку как к субъекту его собственной деятельности, приоритетность субъектности и личности дошкольника в организации воспитательно-образовательного процесса. Кстати, такой подход к образованию пропагандировал еще в 20-е годы Л.С. Выготский, акцентировавший в своей работе «Педагогическая психология» особое внимание на «личной деятельности ребенка», его «самости» (6).
Разнообразны виды деятельности, которыми занимаются дошкольники. Но нет среди них такой, которая могла бы сравниться с игрой по возможностям, которые она имеет для проявления этой «самости». Являясь самостоятельной деятельностью человека, игра представляет собой универсальную наиважнейшую сферу для самовыражения, самопроверки, самореабилитации...
Учитывая огромные возможности игры, ее особо значимую роль в дошкольном возрасте, программа «Пралеска» нацеливает педагогов на работу в данной области в следующих основных направлениях:
* содействие развитию игры как самостоятельной творческой детской деятельности (в группах раннего возраста — возникновению ее предпосылок, отобразительной игры), создание благоприятных условий для обогащения, развития всех видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых и режиссерских игр, игр с правилами (подвижных, дидактических), игр-драматизаций (как предэстетического вида деятельности) и др.
* использование всех видов игр для гармонического, разностороннего развития воспитанников;
* использование богатых возможностей игры для диагностики и коррекции психического развития ребенка и взаимоотношений в «детском обществе»;
* использование игры, игровых приемов как средства организации детской деятельности.
Основное содержание работы педагога по данным направлениям конкретизировано в программе с учетом группы, возраста детей, с которыми он работает, специфики его профессиональных функций (воспитатель, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.).
Однако игра во многих детских садах не заняла предполагаемого «Пралеской» приоритетного места в режиме, в детской жизнедеятельности. Не находят своего успешного решения многие программные задачи, связанные с игрой, ее развитием. Дети в наших дошкольных учреждениях играют мало, особенно в самостоятельные, сюжетно-ролевые игры. Мы здесь, к сожалению, не одиноки. Идентичной ситуацией в своих детских садах обеспокоены, в частности, и наши российские коллеги (см., например, журнал «Обруч», 2001 г., № 1). Возможно, объединив усилия, нам скорее удастся решить возникшую проблему, и собравший нас вместе Международный фестиваль «Мир игры и игрушки» (2001, май) будет этому содействовать.
В чем основные причины наблюдаемого явления? Что мешает занять игре, ведущей деятельности дошкольника, подобающее ей место в детском саду? Что тормозит данный процесс?
Как ни парадоксально на первый взгляд, но нашим воспитанникам в детском саду часто некогда играть. Да, они заняты, заняты деятельностью, нередко полезной, насыщенной, интересной, развивающей, но преимущественно... организованной взрослыми. Не так просто, оказывается, педагогам на практике отойти от сложившегося стереотипа в работе и отнестись к ребенку как к субъекту деятельности. Необходима перестройка педагогического сознания воспитателя, изменение акцента в его работе: перенос его с другой организованной им деятельности на самостоятельную деятельность детей и прежде всего — игру. Нуждаются в изменении и доминанты в работе руководителей детских садов, администрации, их подходы, критерии в оценке деятельности воспитателя. Ведь и сегодня еще нередко эффективность, качество труда последнего определяются проводимыми им занятиями, а не развитостью игры у его воспитанников, созданными в группе условиями для нее. Далеко не все (педагоги, руководители), как свидетельствует проведенный опрос, осознают необходимость внутренней перестройки своего педагогического сознания, что тормозит процесс гуманизации воспитательного процесса в детском саду, затрудняет реализацию программных задач, и, прежде всего, — связанных с развитием детских самостоятельных видов деятельности.
ИГРОВАЯ СРЕДА
ОТМЕЧЕННАЯ выше тенденция (относительно превалирования в детском саду деятельности, организованной взрослыми, над самостоятельной деятельностью детей) нередко усиливается в последнее время и желанием дошкольного учреждения идти навстречу родителям в их стремлении дать детям дополнительное образование. И дети получают его в детском саду — и снова, как правило, на занятиях по экологии, логике, экономике, хореографии... Хорошо еще, если проводящие их специалисты знают детскую природу, используют при этом игровые приемы (что, к сожалению, не всегда бывает). Такие занятия, как правило, родители с детьми стараются не пропускать, приходят на них без опоздания, чутко реагируют на успехи детей...
Повышенное внимание родителей к образованию своего ребенка в дошкольном возрасте становится характерной традицией нашего времени. В ней — достойная уважения озабоченность родителей не только настоящим, но и будущим своего ребенка. Естественно и стремление дошкольного учреждения оказать содействие, помочь семье в решении возникших при этом проблем. Однако наша помощь нужна родителям и в другом — повышении их компетентности как воспитателей, во взглядах, в частности, на игру, ее роль в развитии ребенка, в том числе — игру совместную со сверстниками, ролевую, имеющую особо важное значение в социализации ребенка, подготовке к переходу его на новую возрастную ступень.
Есть, конечно, и другие причины снижения игровой активности детей в наших дошкольных учреждениях. Часть их связана с распадом естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспроизведения ребенком действительности осваивались в процессе игр со старшими детьми. Данное обстоятельство еще более обостряет необходимость совершенствования педагогом своей деятельности, связанной с развитием детской игры.
Анализ педагогической практики и специальные исследования между тем свидетельствуют: игра в дошкольных учреждениях (особенно сюжетно-роле-вая) либо пускается на самотек, либо чрезмерно регламентируется. Трудности, связанные с руководством, развитием детских игр, обусловлены в значительной степени спецификой самой этой деятельности, ее природой. Ведь игра — самостоятельная деятельность дошкольника! Как же содействовать ее развитию, не стесняя при этом инициативы самих детей, не «подрезая» их крылья? Прямые способы воздействия педагога, которые «работают» при руководстве организованной им детской деятельности, здесь теряют свои силы, не помогают. Более того — они могут привести к ломке, распаду детской игры. Но выход есть. Ведь имеются и косвенные способы педагогического воздействия, к ним и следует прибегнуть, прежде всего.
Важно отношение к игре не как к объекту управления, а как к условию развития ребенка, его творчества. Позаботимся же об этих условиях: создадим развивающую предметно-игровую среду в детском саду, в каждой его группе. Разнообразны ее компоненты - крупное организующее игровое поле, игрушки, игровой материал (предметы-заместители и др.). В игровом пространстве выделим место и для игр с природным материалом (с водой, песком и др.). Проектируя предметно-игровую среду в конкретной группе, важно опереться на значимые психологические позиции дизайна. Не только сегодняшние психофизические возможности ребенка должны быть учтены, но и его «зона ближайшего развития», сензитивность.
Создавая предметно-игровую среду в конкретной возрастной группе, важно учесть как возрастные особенности детей, так и индивидуальные различия, в том числе — половые, интересы детей как к совместным сюжетно-ролевым играм, так и к игре парной, индивидуальной (игра режиссерская и др.), моторно-спортивным, музыкальным... Позаботиться следует и о том, чтобы в окружающей детей среде были не только современные образные игрушки, но и народные, игровые наборы, настольно-печатные игры - не только из магазина, а и созданные своими руками (особенно в группе «Фантазеры»).
Необходимо, чтобы создаваемая предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечала следующим основным принципам:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--