Учебное пособие: Структура философского знания
Предмет философии
Отношение человека к миру. Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство.
«Философия» – любовь к мудрости. Это понятие появляется у греческого философа Гераклита. Гераклит утверждал, что мир не создан никем из богов и никем из людей. Он есть «божественный первоогонь», который закономерно возгорается и затухает. В момент загорания образуется множество вещей, потом время стабильности. Существуют 2 пути: 1. Вниз – огонь – вещи; 2. Вверх – вещи – огонь. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Течение не хаотическое, подчиняется действию Логоса. Надо познать Логос и действовать в соответствии с ним, в этом и заключается мудрость.
Вопрос о том, что такое философия, в чём заключается её ценность, является спорным. Философы по-разному определяют предмет философии.
Древнегреческий философ Платон считал, что философия занимается поиском сущего, вечного, непреходящего. Вечным, непреходящим является мысль. Мысль первична, вещь вторична.
Согласно Аристотелю – предметом философии являются исследования причин и принципов вещей.
Согласно Синете – философия занимается нравственным руководством жизни человека. Каждый должен быть строг к себе и разумно снисходителен к ближнему.
Согласно древнегреческому философу Эпикуру – философия должна показывать путь для достижения счастья посредством разума.
Согласно Датмана – философия является мировым сознанием, в котором человек пытается уяснить мир и самого себя.
Марксистско-Ленинская философия дает определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Предметом философии является отношение человека к миру. Мир – это вся действительность: мегамир; макромир; природа и социум. Человек вынужден взаимодействовать с миром. Только при условии гармонии человека с миром возможно его счастливое существование.
Философия призвана помочь человеку правильно решить основной вопрос жизни: содержательно, полезно, интересно прожить свою жизнь. В будущее асфальтного пути нет.
Мировоззрение имеет огромный жизненный практический смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее.
Мировоззрение – это совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причём, метафизика принимается как наука, которая объединяет в единое целое формы познания мира: 1 – различные «естественные» видымировоззрения, связываемые по традиции. С эпохой,народом,расой, 2 – философию, стремящуюся к априорному знанию, во всех областях; 3 – результаты конкретных наук.
Гносеологическая функция философии
Познаваем ли мир, что является основанием познавательной деятельности. Одни говорят, что это разум, другие – ощущения, и т.д. Гносеология – это теория познания, т.е. как человек познаёт мир. Познаёт через науку, например. Ещё Аристотель признавал познание мира через законы логики: закон противоречия, закон достаточного основания. У каждого учения свои гносеологические корни. В религии, например, говорят, что не всё человеком познано через науку, многое – через веру. Поэтому говорят: «Что познали, то и можно познать». Непознаваемая часть мира – религия.
Познаваемость – процесс бесконечный. Науку о познании различают:
1.Теорию познания как специальное исследование познания;.
2.Метафизику познания, которая исследует сущность познания, исходя большей частью из возможности познания, заключенной в бытии познающего и познаваемого.В 19 и начале 20 веков в учении о познании возникло множество направлений: эмпиризм, эмпириокритицизм, критицизм. Феноменализм,позитивизм, прагматизм, реализм, сенсуализм, скептизм. В настоящее время учение о познании потеряло свою самостоятельность и выступает только как раздел учения. Например, в философии Шелера как раздел учения об объективных сущностных взаимосвязях у Гартмана и Александера – включается в метафизику.
Аксиология – философское учение о природе ценностей, их место в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурной личности.
Аксиология, как самостоятельная область философского учения возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии – показать,как возможна ценность в общейструктуре бытия, и каково её отношение к ‘фактам’ реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы теории ценностей: натуралистический психологизм; трансцендентализм; культурно-исторический релятивизм.
В структуре человеческойдеятельности ценностные аспектывзаимосвязаны с познавательными и волевыми. Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества.
В советский период философия была объявлена наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и его членов.
1. Не все философы считали философию наукой.
2. Философия не в состоянии открыть наиболее общие законы, т.к. философияне занимается конкретными физическими законами развития мира, философия не знает общих законов развития природы, общества и мира.
3. Если бы философия являлась наукой, то у неё имелись бы научные открытия. Таких открытий у неё не существует.
4. Научные открытия возможны только в случае, когда познание направлено на одну сторону мира, на один предмет. Философия не занимается отдельными сторонами мира, ей интересен мир, взятый в его целостности и отношении человека к миру.
5. Наука стремится подтверждать и проверять свои гипотезы, теории фактами, экспериментами, наблюдениями. Империческая проверяемость есть один из важнейших критериев научности.
6. Философия всегда пыталась говорить о тех вещах, явлениях, которые не доступны научному исследованию. Утверждения философов имперически непроверяемые и неопровержимы
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--