Сочинение Лирический герой в произведениях А.А. Блока и его эволюция
Александр Блок являлся одним из самых заметных представителей символизма в русской литературе. Еще при жизни поэтом была собранна целая трилогия, состоящая из его произведений, которая считается его автобиографическим очерком. Главным действующим лицом трилогии является лирический герой (поэт). В трилогии описывается взросление поэта в духовом и личностном плане, его искания как творческой натуры. Идея создания такой лирической автобиографии не самого себя, а своей души, является уникальным произведением. В своих произведениях поэт описывает не события, происходившие с ним в жизни, а чувства, которые он испытывает в тот или иной момент жизни. Каждая из книг, входивших в трилогию, разделялась на циклы, при этом в них произведения были расположены не в хронологическом порядке, а рассказывали о мыслях и эмоциях, которые переживал главный герой в конкретный момент становления его души.
В ранней лирике главный герой описывает свои непростые отношения с Прекрасной Дамой. В стихотворениях этой части трилогии описываются одновременно любовная и пейзажная тема, автор наслаждается красотой природы и преклоняется перед красотой женщины. В таких стихотворениях можно заметить ярко выраженные описания состояния души: «золотистые долины», «алые зори» и прочие. Главный герой описывает поиски своего пути, своей темы.
Но поиски идеала зачастую трагично заканчиваются. В произведениях поэта все чаще появляются тревожные мотивы, как вестники приближающейся катастрофы. Поэт чувствовал наступление непростых времен для его страны и возможность разрушения ее культуры. Описывая Прекрасную Даму, поэт подразумевал божественное женское начало, которое может воскресить «старый мир», при этом в его произведениях главный герой представляет себя порой рыцарем, порой покорным слугой Прекрасной Дамы, и в ожидании ее он должен:
Светить в преддверье Идеала
Туманным факелом своим.
Главный герой Блока находится в ожидании, его не прельщает простая жизнь, он не видит в ней особого смысла, он предпочитает жить в своем мире эмоций и чувств:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Происходившие в тот момент исторические события, революция 1905-1907 года изменила мировоззрение автора. Юношеские иллюзии растворились, кажется, как будто герой впервые увидел жизнь, такой, какой она есть на самом деле. Если до этого момента герой находился «в храме», то после них он переместился «в кабак». Прекрасная Дама испаряется и появляется Незнакомка, которая влечет и пугает одновременно.
Во второй из книг трилогии описывается тема «страшного мира» и пустого города. В этой книге описываются попытки главного героя определиться с отношением к окружающему его миру. Он, отчаявшись, бродит по улицам города, здесь же ходит Незнакомка, а вокруг пустые как бы «слепые» люди. Все, что было свято для героя, теперь превратилось в фарс. Главный герой, видя все происходящее, теперь уверен, что мир идет по «пути зла». Город с его неприятными картинами, в некотором роде завораживает героя призрачными огнями, но в городе все неживое, в нем нет души.
В третьей книге трилогии рассказывается о борьбе, происходящей в душе героя, это борьба светлых и темных сил, в итоге главный герой выходит из тени темных дум и в нем побеждает светлое начало и вера. Главной темой творчества поэта становится Родина. Вот что будет идеалом для героя. Именно в Родине заключена сила, свет и душа поэта направлена к ней.
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Поэт всеми фибрами души стремится служить добру, но его разочаровывает двойственность природы человека, в котором уживаются добро и зло. Так поэт до конца своих дней верил, в то, что Россия, пережив много испытаний и преодолев много преград, все равно придет к справедливой и счастливой жизни.