Что общего у сони и раскольникова?

Что общего у сони и раскольникова?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской классической литерату­ры. В нем множество героев, у каждого из которых — своя судьба, своя философия, своя точка зрения на мир. Но своеобразие автор­ской позиции в этом романе состоит в том, что писатель находит точки пересечения между разными героями. Такими героями, бе­зусловно, являются Сонечка Мармеладова и Раскольников.С самого начала романа мы видим, что судьба девушки чем-то задела сердце Раскольникова. Это произошло в тот момент, когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти от голода свою семью.В самые трудные, тяжелые для него дни Раскольников, порвав­ший всякую связь со своими близкими, в глубоком одиночестве несет свою боль. И когда она становиться невыносимой, он идет к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной по своей сути душе ищет он успокоения.Несмотря на совершенное несходство этих двух людей, есть в них общее. Соня, как и Раскольников, сломала, растоптала себя. Раскольников, отрицая идею жертвенности, говорит Соне, что она тоже «переступила, смогла переступить». Речь идет  о нравственной гибели личности, в этом смысле оба героя одинаково трагичны. Раскольникова влечет к Соне не только понимание общности их судеб(«убийца и блудница»), но и осознание того, что человек не может быть один. Даже пьяница Мармеладов, принесший много горя семье, считает: «Ведь надо же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели». В этом смысле Рас­кольников видит спасение в милосердии Сони. Благодаря такому отношению Сони вдуше Раскольникова происходит очень важный поворот от страдания к состраданию.Соня, с присущей ей добротой, не понимая сложных философ­ских построений Раскольникова, чувствует главное: «он ужасно, бесконечно несчастен», и она нужна ему. Для Раскольникова же Соня — воплощение бесконечных нравственных мук. Но при этом Родион знает: Соня никогда не оставит его, пойдет за ним на ка­торгу, разделит его судьбу, и это дает ему силу, проясняя будущее.И хотя Раскольников внутренне сопротивляется принять жерт­ву Сони, на каторге он вскоре понимает, что Соня, с ее религиозно­стью, добротой и милосердием, с открытым для людей сердцем, становиться частью его существования. Как завершение этого от­крытия звучит просьба принести ему Евангелие. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями», — думает он. Раскольников видит, что религия, вера — единственное убежище для Сони. Раскольников хочет принять ее веру не по убеждению (он так и не открыл Евангелие, которое она ему дала), а в силу дове­рия и благодарности к ней, которые заставляют его смотреть на мир ее глазами.Если Соня придерживается традиционной веры, то для Расколь­никова Бог — воплощение гуманности, способности служить не­счастным, падшим. То, что делала Соня, Раскольников постиг по сути. И затем обратил свой взор к каторжанам и почувствовал, что он им нужен. Осужденные, отверженные, они ждут от него помо­щи, так же как он сам когда-то ждал ее от Сони. Ждут помощи. Чувство отчужденности от людей в душе Раскольникова уступает место чувству общности, единения с ними, что приводит к духов­ному очищению героя. На этом прерывается история преступле­ния и наказания, а продолжается жизнь.

Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы