Как было организовано обучение в школах в 16 веке?
Как было организовано обучение в школах в 16 веке?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
А Руси 15-16 века государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Основу к взрослой, самостоятельной жизни подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал к тому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у "мастера грамоты". Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, "за мзду". Учителями становились светские лица — мелкие служители канцелярий, приказных изб и т. д. , а также представители низшего духовенства — певчие, чтецы, диаконы.
В конце XVI в. на Руси появились первые печатные учебники — азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (ок. 1510—1583). В 1574 г. во Львове и в 1580—1581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к "Букварю" (1574) Иван Фёдоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия — "Обращение к детям и родителям" — говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.
За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Религиозно-нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением, большая часть "училищ" находилась при приходских церквях.
Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть "церковный угол", и зачастую невозможно было различить, где кончается одно и начинается другое. Характер такой школы — церковно-религиозный, "душеспасительный" — соответствовал общему духу времени и всему жизненному укладу. При этом, как отмечал известный историк отечественной школы П. Ф. Каптерев, три черты были свойственны русскому обучению в то время: "продолжительность, многий труд и битье". Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы