Каково настроение лерического героя первых двух стихотворений листопад? как бы вы их озоглавили? почему?
Каково настроение лерического героя первых двух стихотворений листопад? как бы вы их озоглавили? почему?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Лирический герой не может быть в Петербурге на
традиционной встрече лицеистов первого выпуска.
Пушкин в Михайловском.
Стихотворение начинается печально, и день лицейской
годовщины изображен как грустный, несчастливый:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Горе пушкинского лирического героя рождено одиночеством,
разлукой с друзьями-это одиночество поэт не в состоянии
преодолеть даже силой воображения.
По аналогии с судьбой лирического героя, которому не дано
ни наяву, ни в мечтах прийти на лицейский праздник,
Пушкин упоминает о другом лицеисте, которого также нет
на торжестве друзей-лицеистов:
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого из вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Далее описываются три встречи лирического героя с тремя
бывшими соучениками: с Пущиным, Горчаковым, Дельвигом.
Каждой из встреч посвящена отдельная строфа.
В этих строфах изображено преодоление разлуки и одиночества поэта:
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я.
Обращение к друзьям — поэтам пробуждает творческий
дар и в душе лирического героя.
Об этом Пушкин не пишет, но такая перемена подразумевается.
Ведь сразу вслед за строфами, посвященными Дельвигу и
Кюхельбекеру, содержится описание встречи на
будущем праздничном пире - встречи, которая происходит
в ожившем, “проснувшемся” воображении поэта:
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической
способности перед лицом разлуки и безжалостного рока:
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я
Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг,
и собственные чувства и мысли.
Воображение торжествует над разлукой и одиночеством и приводит
поэта в круг друзей. Но в стихотворении явно выражена не эта,
а противоположная мысль - о неспособности воображения
соединить поэта с лицейскими товарищами:
“... вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет”.
Однако сама структура, сам текст пушкинского произведения
есть победа воображения над действительностью.
Стихотворение, открывающееся мотивом “невстречи”,
продолжается описанием прихода лирического героя на
желанный пир.
Поэт как бы переживает и проживает милый ему сердцу день дважды:
сначала наяву - в одиночестве, в окружении печальной и
пасмурной осенней природы; затем -
в радостном мире вымысла, соединяющего “затворника...
опального” с товарищами-лицеистами.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы