Ответ(ы) на вопрос:
Гоголь называет его человеком «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Главная черта в характере Манилова - это его бесформенность, неопределенность. «У всякого человека есть свой задор»,- говорит Гоголь, «но у Манилова ничего своего не было» - никаких человеческих желаний, увлечений. Можно увидеть, что на протяжении всего повествования о Манилове его сопровождают преимущественно блеклые серо-голубые краски. У его крестьян «серенькие бревенчатые избы». Лес неподалеку от его имения темнеет каким-то «скучно-синим цветом». День, когда к нему приехал Чичиков, «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». В его кабинете стены выкрашены «какой-то голубенькой краской вроде .серенькой». Даже матерчатый шелковый капот у жены .Манилова «бледного цвета». У самого Манилова - голубые глаза, и т. д. Такие бесцветные краски выразительно подчеркивают бесцветность, неопределенность его характера.
Однако эту бесцветность, это отсутствие живых интересов помещик в глазах подобных ему людей (губернских чиновников, офицеров полка, в котором он служил) удачно прикрывает внешней приятностью обращения и манер. Но все это не более чем поза, внешность. Не случайно Гоголь подчеркивает: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Перед ними не просто один из людей, но тип, т. е. широко распространенное явление. Не случайно повествование о Манилове Гоголь начинает характерной формулой обобщения: «есть род людей, известных под именем: люди так себе…»
Какая деталь обнаруживает духовный примитивизм и ничтожность Манилова, несмотря на его стремление быть обходительным и учтивым? Какое впечатление производит маниловское признание о том, что он ездит в город «для того только, чтобы увидеться с образованными людьми»? Чем, по обыкновению, был занят Манилов дома? Как он относился к ведению своего хозяйства? О чем он думает после отъезда Чичикова?
Манилов - владелец более 200 крепостных душ, но хозяйством он совершенно не занимался. Оно, по выражению Гоголя, «шло как-то само собой». Единственным занятием Манилова были пустопорожние мечты. Так постепенно мы подводим к пониманию важнейших особенностей маниловской сути - его никчемности и бесхозяйственности.
Перед домом нет традиционного для дворянских усадеб сада или парка, а всего лишь «разбросанные по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций да пять-шесть берез с мелколистыми жиденькими вершинами… В доме его чего-нибудь вечно недоставало». Эпизод купли-продажи «мертвых душ» является своеобразной кульминацией каждой «помещичьей» главы. Именно в нем с наибольшей полнотой и выразительностью раскрываются важнейшие черты характера каждого владельца «крещеной собственности». Поэтому важно, чтобы учащиеся, отвечая на поставленный вопрос, увидели, что сцена торга Чичикова с Маниловым позволяет говорить обо всех пороках характера помещика сразу, ибо в ней обнаруживается одновременно и его умственная никчемность, и приторная слащавость в обращении, и его бесхозяйственность.
Образом Манилова Гоголь начинает галерею помещиков. Перед нами возникают типические характеры. В каждом портрете, созданном Гоголем, по его словам, «собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Уже в описании деревни и поместья Манилова проявляется сущность его характера. Дом расположен на очень невыгодном, открытом всем ветрам месте. Деревня производит убогое впечатление, так как Манилов совсем не занимается хозяйством. Вычурность, слащавость раскрываются не только в портрете Манилова, не только в его манерах, но и в том, что покосившуюся беседку он называет «храм уединенного размышления», а детям дает имена героев Древней Греции. Сущность характера Манилова — совершенная праздность. Лежа на диване, он предается мечтам, бесплодным и фантастическим, которые никогда не сможет осуществить, так как всякий труд, любая деятельность ему чужды. Его крестьяне живут в нищете, в доме царит беспорядок, а он мечтает о том, как хорошо бы построить через пруд каменный мост или от дома повести подземный ход. Обо всех он отзывается благосклонно, все у него препочтительнейшие и прелюбезнейшие. Но не потому, что он любит людей и испытывает к ним интерес, а потому, что ему нравится жить беззаботно и удобно. О Манилове автор говорит: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы». Таким образом, автор дает понять, что образ Манилова типичен для своего времени. Именно из сочетания подобных качеств и происходит понятие «маниловщина».
Не нашли ответ?
Похожие вопросы