Кто такой Арий и в чем суть арианской доктрины (ереси)?
Кто такой Арий и в чем суть арианской доктрины (ереси)?
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
О Боге в Самом Себе Арий учит так же, как Павел Самосатский. Единый Бог абсолютно один. Подобно человеку, Он обладает разумом (Логосом) как неипостасной силой. Основываясь на свойствах вечности и неизменяемости Бога, Арий утверждал, что один Бог не рожден и вечен. Все, что рождается или творится, получает начало во времени. Рождение Сына от Отца, по мнению Ария, подтверждает, что Сын невечен. То есть было такое довременное мгновение, когда Сына не было вовсе. Он считал, что все, что получает бытие от Бога, иной сущности, чем Бог. В рождении Сына из Сущности Божией Арию, подобно Оригену, мерещились представления о том, что Сын рождается или эманатически (как в учении гностиков) , или же в результате разделения Божественной природы. Отвергая то и другое, Арий утверждал, что Сын сотворен. Из соединения двух указанных идей: 1) Сын невечен; 2) Он не из Сущности Бога — следовала центральная мысль арианской доктрины: «Сын произошел из несущих» . Он есть первое, высшее, творение Отца. Отец создал Его Своей волей как посредника для творения мира. Необходимость в таком Посреднике Арий пояснял так: Бог абсолютно запределен миру. Между Ним и миром — непроходимая бездна. Мир просто не выдержал бы прикосновения сверхмощной десницы Божества. Поэтому Бог Сам не может ни творить, ни промышлять о мире непосредственно. Восхотев сотворить мир, Он произвел сначала одно существо — Сына, чтобы при посредстве Его создать все остальное. Сын не есть истинный Логос Отца или Его природный Сын. Как творение, Сын изменяем. По предвидению Божию, Он «почтен Божеством» , наделен Божественной силой, поэтому может быть условно назван «вторым Богом» , но не первым. Вопроса о Святом Духе Арий прямо не касался, однако из его учения о Сыне, по аналогии, следовало, что Дух — высшее творение Сына, как Сам Он — высшее творение Отца. Арий именовал Духа Святого «внуком» . Троичность Бога для Ария невечна. Она возникает во времени. Лица арианской Троицы совершенно неравны друг другу по природе. Это некая убывающая Троица. По точному замечанию святителя Григория Богослова, она есть «общество трех неподобных существ». Протоиерей Г. Флоровский отмечает, что «Арий был строгим монотеистом, своего рода иудаистом в богословии. Для него единый и единственный Бог — это Отец, Сын и Дух суть высшие и первородные твари, посредники в миротворении».
Гость
Это наши предки. Эволюция коренных Рас описана в источнике. Можем дать. Там же их доктрина. Но это не есть ересь. Это истина.
Гость
они не считали сына равным отцу или наоборот считали... вопщем не помню как именно, но с властью папы они не сходились точно.
Гость
Арий, пресвитер Александрийский, ливиец по рождению. Начал свое Церковное слу- жение еще при св. Петре Александрийском (+311/2), который поставил его во диакона. За- тем он был рукоположен во пресвитера, и руководил приходом в одном из Александрийс- ких кварталов называвшемся Βαυκαλις . он был, по описанию современников, человеком ученным диалектиком, красноречивым проповедником. Высокого роста, худощавый, седовласый, имеющий благообразный вид. Одевался просто, вел аскетичный образ жизни. По смерти Александрийского епископа Ахилла, он был одним из кандидатов на епископский престол, но выбран был Александр. однажды, когда в разговоре с пресвитерами Александр сказал, «что Святая Троица есть Троица в единице» , Арий вступил с ним в спор, обвиняя епископа в савелианстве (по Савелию: Отец, Сын и Святой Дух различаются между Собой только по имени, по тому образу (modus), в котором Они открываются; по существу же Отец, Сын и Дух одно) . Противостав Александру Арий стал утверждать, что «если Отец родил Сына, то рожденный имеет начало бытия; а отсюда явно, что было время, когда не было Сына, и необходимо следует, что Сын имеет свою личность, из небытия» . Таким обвинением Арий возбудил волнение в Церкви. Как пишет Сократ: «Этими новыми умозаключениями он возбудил многих к исследованию вопроса, и малая искра превратилась в великий пожар. Получив начало в Церкви александрийской, зло распространилось по всему Египту, Ливии и верхней Фиваиде и пожирало уже прочие епархии и города» Ему стали покровительствовать многие из значительных людей того времени, в особенности Евсевий Никомидийский. Главные положения учения Ария изложил сам Александр, который созвав собор подверг учение Ария критике и изобличив осудил. Он и его сообщники были отлучены от Церкви. Но учение Ария продолжало распространятся приобретая себе последователей. Вот, что пишет Александр в Окружном послании направленным от лица собора Церквам: «Изобретенное и проповедуемое ими, противное св. Писанию, учение следующее: "не всегда Бог был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. Не всегда было Слово Божие, но получило бытие из ничего; потому что Бог, всегда существующий, сотворил Его не сущего из не сущеего. Итак, заключают они, было время, когда Его не было. Сын есть создание и тварь. Но подобен Он Отцу по сущности и, по естеству, не есть истинное Слово Отца, ни истинная мудрость Его, а есть одно из творений и порождений. Называется же Словом и муд-ростию не в подлинном смысле, будучи и сам рожден собственным Словом Божиим и му-дростию, которая в Боге и которою Бог сотворил как все, так и Его самого. Таким обра-зом, по природе Он подлежит превращению; и изменяем, как и все разумные существа. Слово отчуждено, обособлено и отделено от существа Божия. И Отец не постижим для Сына; ибо Сын совершенно и точно не знает Отца, и не может Его видеть. Даже и собст-венной сущности, как она есть, Сын не знает. Он сотворен ради нас, с тем, чтобы чрез Него, как орудие, Бог создал нас. И не было бы Его, если бы Бог не восхотел дать нам бытие"». Основные положения учения Ария таковы: а) Бог Отец вечен, но было время, когда Он не был Отцом, и у Него не было Сына; б) Сын прежде всего создан Отцом из ничего и через Него создан мир; в) не вечный, но высший всех тварей, Сын подобен Отцу – Бог по имени, но не по сущности; г) Он есть Слово и Премудрость, посему Бог по благости сообщил Ему мудрость; но Он не знает вполне Отца. Последователи Ария вскоре разделились на две партии: строгие последователи, во главе с Аэцием и Евномием, епископом Кизическим. Самые крайние из ариан утверждали, что Сын ни по чему не подобен Отцу ( ανομοιος ); другие (умеренные ариане) держались того мнения, что Сын только подобосущен Отцу ( ομοιουσιος ).
Гость
Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему. Короче, Арианство расходилось с основным течением тогдашнего христианства, главным образом в интерпретации природы Христа. Учение ариан, провозглашало земную — а не божественную — природу Иисуса Христа, за что и было осуждено, а сам Арий изгнан.
Гость
Арий это сверх человек светлокожий, светлоглазый, светловолосый, длинноголовы (долихоцефал) Индо-европеец
Гость
Если я не ошибаюсь это тот, который на первом Никейском соборе усомнился что Иисус сын Божий и ему Николай Чудотворец за это заехал в челюсть.
Гость
Суть ереси в монофомизме, т. е. Господь оставался Богом, взяв облик человека. с ув.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы