Написать анализ стихотворения "Тучи" М.Ю. Лермонтова

Написать анализ стихотворения "Тучи" М.Ю. Лермонтова
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Лирический шедевр М. Ю Лермонтова «Тучи» написан в 1840 году, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с де Барантом. Поэт создал его на квартире Карамзиных в Петербурге. Был вечер, одинокий поэт мысленно прощался с друзьями и с Родиной. Смотрел в окно и видел плывущие над Невой тучи ... Тема одиночества и свободы рассматривается им через преодоление противоречий межды личностью отдельного человека и окружающего мира. Человек - изгнанник не свободен, а тучи могут плыть туда, куда захотят. Но у личности есть Родина, а у него ее насильно отнимают ( отнимает власть, ограничивает его возможности). Композиция. В стихотворении три четверостишия, использован прием сравнения. Судьба поэта похожа на судьбу туч ( оба - изганники) : " Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники ". Но тучи более счастливы, потому что никто не может остановить движение их по небу, хотя и одиноки, как и сам лирический герой в жизни. Стихотворение потрясает своей обобщающей силой. Ведь "лишними" , не имеющими возможность применить свой дар людям, можно назвать вообще поколение тридцатых - сороковых годов 19 века. У них, как и у туч, нет ни желаний, ни сострадания. ни привязанностей. Во второй строфе Лермонтов пишет о том, почему его герой бросил "милый север" и направился в " сторону южную". С помощью риторических обращений он делает это ( " Кто же Вас гонит? ........ ). Ответ : зависть, злоба, клевета. Кроме того, поэт подбирает эпитеты ( постоянные прилагательные ) к этим словам : "тайная" зависть, " ядовитая" клевета, "открытая" злоба. Так поэт подчеркивает внутреннее одиночество героя ( у него нет друзей, только враги). Вот потому и гоним. Третья строфа. Прием контраста. Герой противопоставляет себя,человека с душой и мыслями, тучам, которые не могут понять страстей и сострадать. А сам он тоскует... Отрицание НЕТ усиливает противопоставление... Мотив внутреннего одиночества появляется тогда, когда поэт покидает именно родную сторонушку. Заявлена тема одиночества на Родине, родина и поэт. Рифмовка .Четырехстопный дактиль, трехсложная стопа, ударение на первом слоге., перекрестная рифмовка , богатая рифма :жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные. Средства выразительности. Эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною( метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные).Метафоры ( относятся к тучам)" : одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Они же помогают понять внутренний мир героя. Олицетворение :тучи – странники. Анафора : («Или на вас ... или друзей ...»). Если рассуждать о философской стороне стихотворения, то мысль его в том, что человек и природа не гармоничны. Природа свободна - человек - нет, он зависит от воли вышестоящих, тучи без чувств - чеовек переживает, тучки - бесстрастны, человек - пламень. Люди не могут " хвалу и клевету " принимать равнодушно, не умеют отказаться от страстей, желаний и обид, подняться на суетой, подобно тучам, потому и несчастливы...
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы