Нужно сделать анализ стихотворения великого Владимира Высоцкого. Буду очень благодарен! Название стихотворения "Марш аквалангистов" Нас тянет на дно, как балласты, Мы

Нужно сделать анализ стихотворения великого Владимира Высоцкого. Буду очень благодарен! Название стихотворения "Марш аквалангистов" Нас тянет на дно, как балласты, Мы цепки, легки, как фаланги, А ноги закованы в ласты, А наши тела - в акваланги. В пучину не просто полезли, Сжимаем до судорог скулы, Боимся кесонной болезни, И, может, немного - акулы. Замучила жажда, воды бы!.. Красиво здесь? Все это сказки! Здесь лишь пучеглазые рыбы Глядят удивленно нам в маски. Понять ли лежащим в постели? Изведать ли ищущим брода? Нам нужно добраться до цели, Где третий наш - без кислорода. Мы плачем, пускай мы мужчины, Застрял он в пещере кораллов. Как истинный рыцарь пучины, Он умер с открытым забралом. Пусть рок оказался живучей - Он сделал что мог и что должен. Победу отпраздновал случай. Ну, что же, мы завтра продолжим!
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Анализ "Марша аквалангистов" В.Высоцкого. У Владимира Семеновича Высоцкого много песен, посвященных людям разных профессий, судеб и занятий. Многие хотели, чтобы и про них написал, их нелегкое дело воспел набирающий широкую известность бард. Это, видимо, было интересно и ему – актеру. Данный "Марш" написан Высоцким в 1968 г по просьбе аквалангистов московского клуба "Сарган". Речь в нем не о романтике: "Красиво здесь? Все это сказки!". Тема философская: риск, связанный с дайвингом. Хотя такого термина еще не было на слуху полсотни лет назад! Как раз эпизод поиска товарища, не сумевшего выбраться из коралловых зарослей до того, как у него кончился кислород, и стал сюжетом песни. Да, в этот раз аквалангистами движет чувство дружеского долга, у них четко обозначенная цель. Но основная мысль – что же толкнуло в опасную пучину погибшего и их, избежавших до поры этой печальной участи? Высоцкий полагает, что этого не понять тем, кто "ищет брода" и предпочитает "мягкие постели", а не ощущение легкости, свободы, пьянящего чувства опасности и получение новых впечатлений при погружении в глубины. Конфликт: лирические герои – не супергерои! Страшит и кессонная болезнь, и акулы. Люди в аквалангах плачут об ушедшем друге. А, может, и о себе – авансом? Помощь опоздала, смерть пришла раньше, чуда не произошло. Кто кого? Автору это очень близко - он и сам жил с натянутыми нервами. Сегодня (идея) победил несчастный случай, а завтра аквалангисты продолжат рыцарский турнир с Роком. Марш – это музыка, организующая движение. И в стихотворении чувствуется постепенное упорядочение. Сначала растерянность, подавленность, скованность тела, сжатость скул и чувств, страх. Целеустремленное движение среди рыб. Найденный друг, в последний момент снявший, как забрало, ненужную уже маску. Каждая строфа заключает в себе какой-то новый аспект или поворот сюжета, настроение заметно меняется. Минорность угнетенности, разрешившаяся слезами, переходит в оптимистическую решимость. В соответствии с этим движением и построена композиция песни, заканчивающейся спонтанным порывом: "Мы завтра продолжим!" Лексика обычная, бытовая. "Полезли в пучину", "замучила жажда", "застрял в пещере кораллов". Обычные мужики же! Используются, конечно, и привычные аквалангистам термины: "балласт", "ласты", "акваланг", "кислород", "маска", "кессонная болезнь". Текст написан трехстопным амфибрахием (- + - /- + - / - + - / ; в схеме "+" ударный слог, "-" безударный). Рифма перекрестная, женская. Фонетика с преобладанием звуков л, с, ж, з, подчеркивает безмолвное спокойствие подводного пейзажа, нарушаемое лишь поднимающими пузырьками выдыхаемого воздуха. Художественный образ создается скупыми средствами, требующими дальнейших раздумий: эпитет, гипербола, метафоры, ирония не многочисленны и не очевидны. Зато аллегорий много. Эпитет "пучеглазые" относится к рыбам, но намекает на образ самих аквалангистов. Можно провести параллель: пучеглазые рыбы – люди в масках. Человек погружается в иную стихию, и автор показывает, что грани размываются. Устанавливается взаимоподобие: человек - " как фаланга" (метафора), а рыбы (антропоморфизм) наделены эмоциями - "глядят удивленно". Гипербола «закованы» показывает, как трудно дается проникновение в иной мир. Усиливает впечатление ирония, заключающаяся в том, что человека мучает жажда: кругом ведь вода, но она не пригодна для питья! Метафоры ("лежащие в постели", "ищущие брода") – не только сравнение, но и противопоставление разного отношения к риску. То, что они представлены в риторических вопросах, дает еще больше пищи для размышлений о нем. Риторические вопросы ( "Красиво здесь?"; "Понять ли лежащим в постели?"; "Изведать ли ищущим брода?") устанавливают контакт, предваряя возможные вопросы слушателя (читателя) и предлагая самому решить их для себя. В них умолчание - что понять и что изведать? Можно найти олицетворение: "живучего" рока и случая, который "празднует". Аллегория "тянет на дно, как балласты" намекает, что тяга к сопряженному с риском неизведанному также непреодолима, как земное притяжение. Но она также необходима человеку, как аквалангисту балласт, который дает возможность погрузиться в большие глубины и взять больше кислорода. Как и все песни Владимира Высоцкого, "Марш" заставляет задуматься о жизни. Все мы в ней в каком-то смысле аквалангисты.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы