Объясните сочетания сатиры и элегии в одном произведении. Смерть поэта

Объясните сочетания сатиры и элегии в одном произведении. Смерть поэта
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Стихотворение Лермонтова «Смерть Поэта» — ранняя по времени и не­превзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. «Нашей славой» на­зван Поэт. В стихотворении сочетаются любовь автора к «дивному гению», пре­клонение перед его личностью и поэзией, глубокая горечь утраты, вызванная ги­белью Поэта, боль и негодование против тех, кто «злобно гнали его свободный, смелый дар». Стихотворение состоит из трех частей, сочетающих в себе признаки гневной, рез­кой сатиры и элегии. Прочитаем все части и определим общий тон и эмоциональный настрой каждой из них, проследим, как постепенно меняется авторская интона­ция на протяжении стихотворения. В первой части утверждается не просто гибель Поэта, а его убийство. Не случай­ны и слова, стоящие в начале нескольких стихотворных строк: «Погиб…», «Пал…», «Убит!..», «Угас…», «Увял…», «Его убийца…», «И он убит…». Далее Лермонтов дает портрет убийцы, но еще раньше он говорит о гонителях Поэта, отвергая их жалкий лепет оп­равданья. Уже в первой части ощущается резкое противопоставление Поэта («Один, как прежде») и толпы, с ненавистью отно­сящейся к его «свободному, смелому да­ру», для «потехи» раздувающей «чуть затаившийся пожар». Лермонтов видит в этих людях соучастников преступле­ния, соучастников убийства и резко бро­сает им в лицо прямое обвинение: «Что ж? Веселитесь…» В первой части налицо все признаки са­тиры: резкое обличение общества в соде­янном преступлении — убийстве Поэта. Вторая часть по своему настроению, ин­тонации отличается от первой — это эле­гия, в которой чувствуется скорбь по без­временной кончине «певца», автора «чуд­ных песен». Меняется и стих: вместо четырехстопного ямба, которым написана первая часть, автор использует вольный ямб — разностопный. Это позволяет автору полнее выразить свои чувства: свою любовь к Пушкину, преклонение пе­ред «чудной силой» его поэзии, свою глубокую боль, вызванную вступлением Поэта в «завистливый и душный свет» — собрание «насмешливых невежд», сумев­ших отравить последние мгновения Поэта «коварным шепотом». Три раза в этой части повторяется вопрос: «Зачем?» В нем чувствуется горечь и даже упрек, обра­щенный к «невольнику чести». Первые пять строк этой части и послед­ние четыре окрашены особой печалью: «Замолкли звуки чудных песен, / Не раз­даваться им опять…» Поэтический облик Пушкина, данный в первой части, обога­щается Лермонтовым во второй части. Она наполнена отзвуками его поэзии. Так возникает аналогия с поэтом Ленским, убитым Онегиным («Евгений Онегин»): «Сраженный, как и он, безжалостной рукой
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы