Почему Лермонтов называет участников бородинской битвы богатырями

Почему Лермонтов называет участников бородинской битвы богатырями
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
может по тому,что было страшно и опасно идти на битву, или по тому,что они выигрывали как богатыри
Гость
В одном из замечательных поздних стихотворений "Бородино" поэт вновь акцентирует внимание на символичности победы русского воинства - "богатырей" прошлых лет:  - Да, были люди в наше время,  Не то, что нынешнее племя:  Богатыри - не вы!  В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не способных на подвиги,   утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску.   Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.  Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":  Мы долго молча отступали,  Досадно было, боя ждали,  Ворчали старики:  "Что ж мы? на зимние квартиры?  Не смеют что ли командиры  Чужие изорвать мундиры  О русские штыки?"  И вот нашли большое поле:  Есть разгуляться где на воле!  Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:  Уж постоим мы головою  За родину свою!    Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:    Полковник наш рожден был хватом:  Слуга царю, отец солдатам...    И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не   достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы