Почему особо выделяются права коренных малочисленных народов
Почему особо выделяются права коренных малочисленных народов
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Это номер журнала «Мир коренных народов» вышел в рамках проекта «Разработка ком-плексной Программы по повышению уровня правосознания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», который финан-сируется региональной общественной организацией «Институт проблем гражданского общества». Материалы номера посвящены вопросам развития законодательства, касаю-щегося прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. И это вполне объяснимо. Любая проблема, с которой сталкивается человек или община, может быть решена, если на то есть законные основания. Но бывает и законы нужные есть, и права прописаны, тем не менее реализовать их на практике порой не представля-ется возможным. Так происходит с законодательством о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.В настоящее время назрела острая необходимость разработки новых нормативных актов, а также внесения изменений в действующее законодательство. Об этом свидетельствуют материалы, которые мы получаем из регионов: от Камчатки до Карелии. Об этом говорили и участники двух дискуссий в Госдуме и Совете Федерации, посвященных вопросам за-конодательства в отношении наших народов. Материалы этого номера «Какие законы нам нужны?» и «Связанные одной сетью» со всей очевидностью демонстрируют болевые точки нашей жизни. И вы о них, конечно, знаете.Самым острым вопросом является отсутствие механизма определения национальной при-надлежности, без чего невозможно воспользоваться большинством прав и преференций, гарантированных коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. В результате введенных правительством ограничений в 2009 году некоторые виды тради-ционной хозяйственной деятельности оказались под запретом. Кроме того, отсутствие на федеральном уровне правовых актов, обязывающих хозяйствующие субъекты проводить оценку последствий на традиционный образ жизни и традиционное природопользование, а также эффективной системы расчета убытков и механизмов компенсационных выплат способствуют вытеснению малочисленных народов со своих исконных земель, утрате при-вычного образа жизни.О том, как порой благие намерения тех, кто принимает законы, могут обернуться возмож-ной трагедией для целой общины, читайте в материале «Спасти «Тигра» на Бикине».«Законы существуют для пользы и безопасности людей», – так считал великий реформа-тор, основатель российской юридической науки М.М. Сперанский. Именно к такому по-ниманию надобности правовых актов призывают законодателей наши читатели, предста-вители экспертного сообщества, авторы публикаций из Хабаровского края, Ямала, Югры, Сахалина и других регионов.
Гость
Современное общество России в связи с глобализацией переживает переходные процессы в различных сферах жизни – политике, экономике, культуре и социуме. Специфическими последствиями этой тенденции выступают глобальные трансформации этнокультур, которые во многом ведут к их унификации, усреднению, растворению в глобальной культуре. В среде коренных малочисленных народов ситуация усугубляется дополнительными факторами. Во-первых, число представителей таких этносов ярко свидетельствует о степени утраченности этнокультуры, что отразилось, например, на статусе некоторых из индигенных языков, признанных находящимися на грани исчезновения. Во-вторых, трансформации автохтонных этносообществ обладают своей спецификой, связанной с внешней детерминированностью процессов модернизации, особо стремительно захвативших коренные этносы во второй половине ХХ века. В результате глобальных перемен повседневность коренных малочисленных народов становится связанной с большими рисками потерь или искажений идентичности представителей этих этносов и культурных утрат. Сдерживающим фактором глобализации материальной и духовной культуры коренных народов в России долгое время выступала удаленность мест их компактного проживания от региональных центров, сложность внедрения в них технических и технологических достижений, но в последнее время и это перестает быть препятствием для серьезных изменений.Проблема прогрессирующих потерь и необходимости сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности Красноярского края, фиксируется целыми поколениями ученых с начала ХХ века и по настоящее время. Ряд современных исследователей отмечает неизбежность вытеснения традиционных социокультурных практик из повседневности индигенных этносов, распространено мнение о том, что сохранить культурное наследие этих народов возможно лишь в формах исторической консервации в научных трудах и музейных коллекциях. Тем не менее, многие исследования, ориентированные на понятие этничности, обсуждают новое направление функционирования культурных традиций автохтонного населения – их участие в процессе этноконструирования, в этой связи ими вводятся и рассматриваются понятия «циркумполярная цивилизация», «четвертый мир». Действительно, в настоящее время в различных ситуациях наблюдается функционирование традиционных социокультурных практик коренных народов в русле социального конструирования. Современная культурная антропология позволяет рассматривать коренные народы в условиях непрекращающихся изменений как искусственные сообщества, способные выстраивать собственную этничность путем участия в этом процессе этнокультурных традиций. Актуальность данного исследования состоит также в поиске возможностей исследования состояния культурного наследия коренных малочисленных народов в современной ситуации и возможностей сохранения этих культурных практик, определяющих, по сути, социальные границы этноса.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы