Ответ(ы) на вопрос:
Гость
самого начала колонизации Якутии, царизм распространял православное христианство, но принудительное крещение якутов было запрещено. Это была вынужденная политика крещения, обусловленная чисто экономическими интересами. Царская власть не желала, чтобы плательщики ясака, напуганные насильственными мерами, переселились на дальние окраинные территории, и количество собираемой пушнины значительно сократилось.Так, значительное количество местного населения, спасаясь от ясачного гнета, бежало на Вилюй, Олекму, а затем и в более отдаленный северо-восточный край. В 1648 г. бежали от уплаты ясака 17 % населения центральных волостей, а в конце XVII в. — около 50—60 %. Поэтому царская власть вынуждена была проводить более осторожную и гибкую политику в отношении ясачного населения.Крещение много поощрялось во время правления Петра I. Православие помогало местным тойонам держать в повиновении свой народ, поэтому они охотно принимали христианство. Но принятие насаждаемого православия оставалось на бумаге, на деле якуты оставались верны своей старой религии — шаманизму. И после крещения якуты продолжали оставаться язычниками и шаманистами, они фактически не соблюдали законы и обряды православия, так что крещение было de jure. Православие не оказало огромного влияния на общее мировоззрение местного населения, оно продолжало поклоняться силам природы, тайно сохранялось шаманство. Впоследствии для распространения христианства стали предоставлять льготы в уплате ясака тем, кто добровольно принимал крещение и христианские имена. Крещеные якуты быстрее осваивались с русским образом жизни. В XVIII в. все существенно изменилось. Было принято решение провести политику всемерного поощрения крещения народов «пребывающих во тьме неверия», с целью прививания им «верования в истинного великого бога и спасителя всех людей». Только с конца 60—70-х гг. XVIII в. началось массовое крещение якутов. Началось массовое строительство церквей по территории всей Якутии, миссионеры продолжали свою деятельность и в самых отдаленных наслегах и улусах.
Архиепископ Иннокентий прожил в Якутии семь лет, служил архимандритом Спасского монастыря. Он овладел якутским языком, церковные службы вел на якутском. 19 июля 1859 г. в Троицком соборе г. Якутска Иннокентий провел первую церковную службу на якутском языке. при нем была создана переводческая комиссия во главе с Дмитрием Хитровым, членами Евсевием Протопоповым, Дмитрианом Поповым и др. Они перевели свыше десяти церковных книг на якутский язык. Д. Хитров в 1857—1858 гг. в Москве издал «Краткую грамматику якутского языка», составленную протоиереем Д. Хитровым. С 1855 г. по этому пособию началось более детальное изучение якутского языка в духовной семинарии.В начале XVIII в. обращение ясачных в православие без их согласия было под строжайшим запретом. Совершение обряда крещения «своею волею» разрешалось только после «сыска», производимых самими воеводами. Дальнейшая жизнь «новокрещенных» была устроена следующим образом: мужчин старались устраивали на государственную службу, а женщин, в основной их массе, выдавали замуж только за новокрещенных из русских служилых людей [1]. В церковно-административном отношении Якутский край, вплоть до середины XVIII века, находился в составе Тобольской епархии. С 1731 года и до середины XIX века, Якутия была отнесена к Иркутской епархии. Самостоятельная Якутская епархия появилась через 20 лет — в 1870 году.К XVII веку количественное соотношение членов духовенства оставалось незначительным. Но с конца XVII века, дети священников и других церковнослужителей улучшили и пополнили количество духовенства в Якутии. Уже в 1821 г. в области насчитывалось 2 протоиерея, 38 священников, 6 диаконов, 27 дьячков и 40 пономарей.Изначально «новокрещенными» были «холопы», «ясыри», «дворцовые люди», то есть зависимое от русских местное население, и жены служилых людей. Браки русских с местными женщинами постепенно стало превращаться в обыденное и повсеместно распространенное явление.БТаким образом, все исследователи вне зависимости ни от каких методологических установок и конфессиональной принадлежности, признавали и подчеркивали большой вклад православия в развитие культуры народов северо-востока Азии, а именно Якутии.Сегодня можно заметить и подчеркнуть идущий процесс переориентирования общественного сознания на создание христианских православных ценностей. Первостепенная задача нынешнего поколения — восстановление положительного, нацеленного на возрождение России общественного сознания. И здесь появляется почва для изучения и обобщения опыта и наследия Русской православной церкви.
)
Не нашли ответ?
Похожие вопросы