Рассказы о буквах и звуках

Рассказы о буквах и звуках
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
рассказ о буквах и звуках Азбука сердца Здравствуйте, мои дорогие друзья! Этот пост, да и просто всем мамам, бабушкам будущих (или нынешних) первоклассников. Буду рада, если данный материал кому-либо пригодится, отзывам коллег - учителей начальной школы, а заодно и комментариям психологов, кои, как я надеюсь, должны прояснить для меня многое. Наверное, мне так бы и остался непонятен страх родителей будущих первоклассников перед школой, не случись со мной довольно странная история. Описывать ее не хочется. Но поняла одно - если учитель первого класса остается один на один со всеми трудностями обучения и воспитания своих учеников (лишенный поддержки и помощи со стороны родителей), то имеет место быть ситуация с точностью до наоборот. А потому (все одно пост давно просился "на перо") пишу вам, мои дорогие мамы, коллеги...  Некоторые учителя мне говорят: "Ой, Надь, твои дети так красиво пишут!" Тему письма я не раз затрагивала в своем блоге, а сегодня пришло время сказки. Всем известно, что устная и письменная речь взаимосвязаны. Пишем мы с детьми в тетрадках с дополнительной косой (как помнит постоянный читатель, у каждой буквы свой "домик"). А вообще у нас в классе все буквы живут в домиках. Так уж придумала я сама. Вот так выглядит обычная лента букв:  А вот так выглядит МОЯ лента букв, сделанная на заказ.  Разница есть? Немного... Для чего я сделала такую ленту? Просто мне так удобнее учить детей читать и писать, давать им знания о буквах и звуках. Делаю я это примерно так... (Почему "примерно"? Просто ранее сказку не записывала, храня все в памяти. А потому, собственно говоря, она может и видоизменяться в зависимости от моего вдохновения). Да и пробую я сейчас изложить всего лишь суть, а не дословное воспроизведение когда-то придуманного мной...                                                                                                                                Примерная сказка... Жили-были буквы. Жили они весело – целыми днями бегали по улице, резвились, играли… Но однажды такая жизнь им наскучила.  - Все вокруг живут в своих домиках, - подумали буквы, - и нам пора строить свой дом! – решили они. Букв было много – целых 33! А потому одного домика им явно не хватало, и тогда построили они  несколько домиков (внимание на ленту букв). Когда пришло место занимать квартирки, в самый первый, красный домик, побежали буквы, у которых был самый громкий голос. - Мы первые! Мы будем жить в этом домике!!! – радостно кричали они. - А почему это вы будете жить в этом домике? – спорили с ними буквы, у которых голос был несколько тише. - А потому… Потому… А потому что мы умеем петь!!! - Это как это вы умеете петь?  - А вот так! И буквы запели: - А-а-а-а-а! (пою я сама) - О-о-о-о-о! - У-у-у-у-у! (Потом поем вместе с детьми). - Мы тоже умеем петь! – не соглашались с ними другие буквы. - Ах, так? А ну спойте! И несогласные буквы попытались запеть… Но, как бы они ни старались, у них выходило только бубнение, шипение, ворчание, рычание, сопение и пыхтение: - Б-б-б-б-б. - В-в-в-в-в. -Ш-ш-ш-ш-ш. …. Почему же так произошло? Предлагаю детям пропеть гласные, приблизив ладошку ко рту. Выясняем, что воздух выходит свободно – ему ничего не препятствует. ( В звукообразовании имеет место только голос). Пробуем «пропеть» согласные. Обращаю внимание, что в образовании звука участвуют губы, зубы, язык .Тыльную сторону ладошки предлагаю положить на горлышко и порычать: - Р-р-р-р Горлышко дрожит. Воздух не может пройти свободно! Вот почему такие буквы не умеют петь!  …. Несогласные же буквы, после того как с пением у них ничего не получилось, призадумались и согласились: - Ну ладно, живите в первом домике!  И с тех пор буквы с громким голосом, которые умеют петь, стали называться  гласными ( поясняю: глас -голос). А те буквы, которые с ними согласились, называют согласными. (Уточняю у детей – почему их так стали называть. Т.к. они согласились). *** Когда начинаю обучать детей письму (в тетрадях с дополнительной косой), обращаю их внимание, что каждая буква и в тетради живет в своем домике. И за пределы своего домика (квартирки) выходить ей нельзя ("Как же буква будет бездомной?" Жалко. * Жалеем буковки очень дружно, можно даже поплакать – продемонстрировать вместе с детьми как плохо будет бездомным буковкам, и как они от огорчения будут плакать). **** Про буквы повышенной вредности. По мере знакомства детей с буквами и звуками, которые они обозначают, приходим к тому, что согласные тоже расселились не просто так, некоторые из них живут парами (второй домик) – важные такие. (Вот тут тоже момент, объясняющий, почему парные согласные в моей ленте букв живут во втором домике. Во время всего обучения ребенка в школе именно им отводится больше всего времени - как проверить  парный согласный на конце и в середине слова... На первых порах своего прихода в школу, дети как-то все лучше усваивают и запоминают. *** В сказке уж точно.*** Вот и делаю акцент на парных: "Во второй домик стали заселяться буквы, которые никогда не живут одни. Уж очень им тогда скучно. мое содержание
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы