Рассуждение о будущем России:«Есть ли предпосылки того, чтобы Россия развивалась по западному образцу или она должна следовать своим самобытным путем?»
Рассуждение о будущем России:«Есть ли предпосылки того, чтобы Россия развивалась по западному образцу или она должна следовать своим самобытным путем?»
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Беседа политического обозревателя Русской линии Анатолия Степанова с историком и публицистом Михаилом НАЗАРОВЫМОт редакции. Беседа с М.В. Назаровым была записана давно, более полугода назад. Однако по нашей вине не была своевременно подготовлена к публикации, за что мы и приносим свои извинения уважаемому Михаилу Викторовичу. Между тем, беседа Степанова с Назаровым посвящена тем проблемам, которые и ныне остаются весьма актуальными.Степанов: Михаил Викторович, сегодня можно слышать много суждений о том, что представляет собою современная Россия, на каком этапе исторического развития находится наша страна. Общим местом стало утверждение, что Россия находится на перепутье, на некоей развилке. Все эксперты, рассуждающие о России, говорят о некоей этапности, о том, что Россия находится в ситуации выбора. Но дальше оценки расходятся. К примеру Александр Зиновьев твердит, что России уже нет, что она кончена; некоторые аналитики говорят, что ситуация катастрофическая, что кризис только углубляется; иные, напротив, утверждают, что начался процесс восстановления, реконструкции, обращая, в частности, внимание на возрождение духовности, которое неизбежно повлечет за собой политическое и экономическое возрождение России.
Как вы оцениваете современное состояние нашей страны? По вашим ощущениям, какая она, сегодняшняя Россия?ПОНЯТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ С РОССИЕЙ МОЖНО ТОЛЬКО С ПОЗИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ИСТОРИОСОФИИНазаров: Нужна какая-то абсолютная точка отсчета, чтобы понять хорошо или плохо то или иное явление, в каком направлении идет развитие. Для нас, православных русских людей, такой абсолютной точкой отсчета может быть только православный смысл истории. Понять происходящее с Россией, да и со всем миром можно только с позиций православной историософии. Ее суть в исторической борьбе между силами добра и зла, в ходе которой эти силы создают на земле свои точки, очаги влияния, в том числе в виде той или иной государственности. И если мы посмотрим на человеческую историю, то увидим, что, с одной стороны, христианству было суждено победно расшириться по всему миру, а с другой, в мире действовали силы зла, названные Апостолом Павлом "тайной беззакония". Центром христианского мира, "Удерживающим" была имперская государственность. Сначала это был первый Рим, который стал христианским государством. Затем столицу перенесли в Византию, и Вторым Римом стал Константинополь, а когда пала Византийская Империя, Россия осознала себя Третьим Римом.Вот именно в этих координатах нам следует размышлять, оценивая сегодняшнюю ситуацию в России. В 1917 году Удерживающая русская государственность пала. И казалось, мог наступить конец истории, т.к. нет Удерживающего. Но, этого не случилось. Как мы видим и на других исторических примерах, Господь попускает силам зла временно торжествовать, для того чтобы мы поняли причины своего падения, сделали должные выводы и постарались восстановить свою Удерживающую Государственность. Так было в русской истории несколько раз, и каждое падение было все глубже. Об этом я пишу в своей книге "Тайна России".То, что происходит сейчас с Россией, продолжающиеся страдания нашего народа, все говорит о том, что ведущий слой народа не вынес должного урока из происшедшего в ХХ веке. Поэтому, российская катастрофа продолжается все в новых и новых видах.Степанов: Катастрофа началась в 1917 году?Назаров: Собственно говоря, она началась раньше. Это следствие петровских реформ, когда, как точно сказано, идеал Святой Руси оказался заслонен идеалом Великой России. В результате натиск капиталистической цивилизации все больше и больше делал Россию такой страной, как все. Но в таком виде она не нужна была Богу. Россия была не самой грешной страной в мире, напротив, она была одной из самых благородных и в XIX веке, и в начале ХХ века. У нас не было инквизиции и реформации, мы не уничтожали местное население целых континентов. Но Россия стала уклоняться от своего удерживающего призвания, и Господь Бог попустил силам зла учить нас от обратного. В этом, собственно, и был смысл революции.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы