Ответ(ы) на вопрос:
Гость
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ —
1) герой литературных памятников Древней Руси. Д. Д. — реальное историческое лицо (годы жизни: 1350-1389), сын Ивана Ивановича Красного, внук Ивана Калиты, с 1359 г. — великий князь московский, канонизированный русской православной церковью (1988). Победил монголо-татар на реке Воже (1378), возглавлял победоносные русские полки в одной из крупнейших битв эпохи средневековья — Куликовской. Свое прозвание получил в связи с разгромом полчищ Мамая на Куликовом поле. 8 сентября 1380 г. , между Доном и Непрядвой.
Образ Д. Д. нашел свое отражение в памятниках московской литературы. Так князь становится центральной фигурой летописных повестей, где «христолюбивый» предводитель русского воинства противостоит «безбожному» хану Мамаю и его союзникам (Ягайло, Олег Рязанский) .
Прославляется Д. Д. и в «Задонщине» , которая стала лирическим откликом на Куликовскую победу. События 1380 г. рассматриваются автором (принято считать, что это Софоний Рязанец) как реализация призыва к единению русских князей в борьбе с кочевниками. Автор хочет воспеть Д. Д. и потомков киевских князей «песньми и гуслеными буйными словесы» . Эта же мысль звучит и в словах самого Д. Д. : «Братия и князи русские, гнездо есмя были великого князя Владимера Киевскаго! Не в обиде семи были по рожению ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому сему Мамаю! » Подробный рассказ о том, «како дарова богь победу государю великому князю Дмитрею Ивановичю» , содержится в крупнейшем произведении Куликовского цикла — «Сказании о Мамаевом побоище» . Здесь приводятся сведения, отсутствующие в других источниках: поездка Д. Д. к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь, послание Сергия князю, «испытание примет» перед битвой Д. Д. с Боброком Волынцем, переодевание Д. Д. и Бренка перед боем, поиск раненого князя после битвы. «Сказание» многократно издавалось, использовалось писателями нового времени.
Особое торжественно-риторическое прославление Д. Д. было создано после кончины великого князя — «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя русского» . Образ идеального правителя наделен всеми христианскими добродетелями. Агиографическое сочинение состоит из рассказа о судьбе Д. Д. , плача его вдовы Евдокии и похвалы умершему князю. Своими добродетелями Д. Д. уподобляется библейским пророкам.
Гость
Великий князь московский Дмитрий Иванович (1350–1389) вошел в русскую историю как победитель Мамая, святой князь Дмитрий Донской, государственный деятель, положивший начало единой и независимой России.
Главным итогом княжения великого московского князя Дмитрия Ивановича стало окончательное утверждение Москвы как центра объединения русских земель. Символом сильной государственной власти становится Московский кремль: первый каменный кремль на территории Северо-Восточной Руси, построенный при Дмитрии Ивановиче в 1366 году.
Дмитрий Донской использовал весь арсенал политических и военных сил, чтобы сплотить вокруг Москвы русские княжества, создав военно-политический союз княжеств Северо-Восточной Руси. Не только личные, но и политические мотивы стояли за женитьбой великого князя московского на нижегородской и суздальской княжне Евдокии: этот брак позволил Москве в 1367 году установить прочные союзные отношения с Нижним Новгородом. Особую власть Москвы признавал даже Великий Новгород. Непокорных русских князей склоняли к сотрудничеству силой. В 1375 году союзное войско во главе с Дмитрием Ивановичем взяло штурмом Тверь, и великий тверской князь был вынужден признать московского князя «старшим».
В объединении Руси Дмитрий Донской опирался на православную церковь, помощь духовных лидеров земли русской. Дмитрий Иванович основал Николо-Угрешский монастырь. В годы его княжения были открыты монастыри в Москве, Серпухове, Коломне и других местах Московского княжества. Среди ближайших соратников Дмитрия Ивановича был настоятель Троицкого монастыря Сергий Радонежский, благословивший русское воинство перед легендарной битвой на Куликовом поле.
Деятельность Дмитрия Ивановича по объединению русских княжеств, усилению русской армии положила конец экспансии на Русь Великого княжества Литовского. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд. Но оставался еще более сильный враг – Золотая Орда, под гнетом которой русские княжества находились с 1240 года.
При Дмитрии Донском началась активная борьба за освобождение Руси от золотоордынского ига. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был смелый, но продуманный шаг. Великий князь московский знал, что Русь способна постоять за свою независимость. В 1380 году Дмитрий Иванович сумел сплотить русских князей и единым войском выступить против армии Золотой Орды. 8 (21) сентября 1380 года года на Куликовом поле были разбиты полчища Мамая. Это была первая победа Руси в борьбе с золотоордынским игом. Подвиг русского воинства и Дмитрия Донского на Куликовом поле стал символом победы Российского государства в борьбе со своими врагами.
Успехи Дмитрия Донского в объединении русских княжеств и разгром Орды на Куликовом поле способствовали ускорению процесса создания Российского государства и освобождению его от ордынского ига. После победы на Куликовом поле начался перелом в сознании русских людей и духовный и культурный подъем в русских землях.
Память о героическом предке свято чтили его прямые потомки: именно с Дмитрия Донского власть в Московском кремле стала передаваться только от отца к сыну, по вертикали. Уже при Иване Грозном формируется канонический облик великого князя московского Дмитрия Донского с описанием его жизни, «похвалы его деяниям» и чудес. В Никоновской летописи особо подчеркивалось, что во время похода на Казань знамя Ивана Грозного с обликом Спаса Нерукотворный было таким же, как «у прародителя его государя достохвального великого князя Дмитрия на Дону». Иван Грозный в 1552 году в честь великого предка назвал своего первенца: весть о рождении сына пришла, когда царь возвращался с победой из Казани и, как сообщают летописи, имя сыну было дано во славу князя Дмитрия Ивановича «иже показа великую победу и одоления безбожного Мамая за Доном».
И еще один штрих к исторической характеристике Дмитрия Донского. В 1988 году великий московский князь Дмитрий Иванович Донской Поместным собором Русской православной церкви причислен к лику святых.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы