Ответ(ы) на вопрос:
Гость
преподобный, величайший подвижник земли
русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного
рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и
жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился С. в 1314 г.
(по другим — в 1319 г.) . Сначала обучение его грамоте шло весьма
неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться
со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около
1330 г. родители С. , доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и
поселились в гор. Радонеже (54 вер. от Москвы) . После их смерти С.
отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший
брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он
оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь
на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил
(ок. 1335 г. ) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте
которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре
Стефан покинул его; оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года
через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и
С. был ее вторым игуменом {первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.) ,
подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава
его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая
князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое
имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь
обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда:
патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством
крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за
добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое
общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея С.
ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих
русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит
Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий
решительно отказался. По словам одного современника, С. "тихими и
кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные
сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая
их подчиняться великому князю московскому (напр. , ростовского князя — в
1356 г. , нижегородского — в 1365 г. , рязанского Олега и др.) , благодаря
чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали
главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в
сопровождении князей, бояр и воевод поехал к С. , чтобы помолиться с ним и
получить от него благословение. Благословляя его, С. предрек ему победу
и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и
Ослябю (см.) . Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался,
переходить ли ему реку или нет, и только по получении от С.
ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на
татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы
великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому
игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание,
узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В
1392 г. , 25 сентября, С. скончался, а через 30 лет были обретены
нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых.
Кроме Троице-Сергиева м-ря, С. основал еще несколько обителей
(Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую,
Высотскую, Галутвинскую и др.) , а его ученики учредили до 40 м-рей,
преимущественно в Северной Руси.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы