Украинская народная роспись. 

Украинская народная роспись. 
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ. ТАТЬЯНА ПАТА. Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Якимовна Пата (1884-1976) - одна из известнейших мастериц петриковского художественного промысла. Ее творчество и деятельность как преподавателя школы декоративной росписи во многом определили лицо художественной Петриковки. Судьба Т.Я. Пата совпала с судьбой наиболее выдающихся мастеров народного творчества начала XX ст., что вышли, обогащенные традицией, на широкое пространство авторских поисков. Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пата на выставках народного украинского искусства в Киеве и Москве в 1936 г. Позднее вместе с другими петриковчанами она расписывает павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С того времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок. Т. Пата уже в 1910-х годах показала себя оригинальным художником. Начав с традиционной петриковской мальовки, стенописи и росписи домашних вещей, позднее она одной из первых на Украине обращается к станковой декоративной графике. Т.Я. Пата в большой мерой присуще решение изобразительных замыслов средствами декоративной росписи. Тем не менее, за исключением листа "Мальчик и цветы", что вызовет определенные ассоциации с народным портретом - парсуною, у нее не встречаем мотивов с изображением человека. Панно Т.Я. Пата - это своеобразные пейзажи и натюрморты. Уже в росписях 20-30-х лет традиционные "вазоны" и "букеты" превращаются у нее на калиновые и цветочные кусты с землей, травой, с птицей в густых ветвфх. Жанровая многогранность мастера иногда приводила к определенной жанровой эклектике. Так, в композиции "Дерево с птицей, цветок и шиповник" дерево - обобщенный фольклорный образ, цветок с кудрявой листвой - из петриковской росписи, а ветвь шиповника - почти студийный этюд. Вообще, подобные поиски и определили своеобразность творческой манеры мастерицы. Разнообразие художественных средств, техническая виртуозность, колористичное богатство превращают у Т.Я. Пата даже непритязательную ленту мальовки, что когда-то продавалась на ярмарках "на локоть", в роскошную, почти ренессансную гирлянду. Но постоянно у Т.Я. Пата живое ощущение неразрывной связи искусства с вечным бытием пышной украинской природы. Она всегда помнит о ней, черпает в ней богатство форм и мотивов, не выгадывая чего-то искусственного, неорганического. Поздняя Т.Я Пата - уже совсем своеобразный пейзажист. В ее любимом мотиве "птица на ветви" она отходит от помпезного великолепия панно 40-х годов и достигает беспредельно искренней простоты народной поэзии. В последние годы творчество Татьяны Пата - это не только весомый вклад в развитие петриковского художественного промысла, а и образец неисчерпаемости богатых традиций, которые вдохновляют на новые шаги по пути их развития.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы