В 1834 году русский механик Мирон Ефимович
В 1834 году русский механик Мирон Ефимович
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
О Черепановых
Отец Ефима Алексеевича, Алексей Петрович Черепанов, был крепостной
крестьянин Выйского завода, принадлежавшего Демидовым. Ефим не сумел
получить образование – Выйское заводское училище не было доступно для
детей простых работников.
Как только мальчик подрос, отец стал
брать его с собой на заводскую поденщину. Вначале занимался он «черной»
работой – убирал мусор. Но постепенно, проявляя интерес к ремеслам, он
стал помощником мастера, изготавливающего мехи для печей. В то же время
«при доме» он учился грамоте, счету, и вскоре мог самостоятельно изучать
книги по арифметике, механике, горному делу.
В конце 90-х годов
XVIII века Ефим Черепанов отправился по поручению Демидова Н. Н. на
Линдоловский завод, располагавшийся на пути от Петербурга к Выборгу.
В
начале XIX века Ефим стал добиваться введения на заводах паровых
двигателей. Машина для Анатольевской шахты мощностью 30 л.с. вступила в
строй в начале 1828 года.
Промышленный переворот к. XVIII –
начала XIX вв. требовал новых идей, перехода от ремесленного труда к
мануфактурному. И очень часто создателями новых технических разработок
становились выходцы из простого народа – дети крестьян, рабочие,
инженеры. Черепановы как нельзя лучше доказали это, сконструировав
первый в России паровоз.
по материалам книги: «Нижний Тагил в лицах. Организаторы производства, инженеры, техники XIX – начала XX века».
ом Черепановых
Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803—1848) —
механики-изобретатели. В 1820 г. построили первую на Урале паровую
машину, в 1827 г. — вторую, заменявшую 216 лошадей и 145 погонщиков.
Главным техническим достижением Черепановых было создание первого
российского паровоза и первой рельсовой дороги с паровой тягой, что было
осуществлено в 1834 г.
Дом, в котором в 1830—1840-е гг. жили
Черепановы, был одним из «господских домов» Демидовых для высших
служащих Выйского медеплавильного завода. Построен в начале XIX в. по
проекту крепостного А.П. Чеботарева, который с 1826 г. работал
архитектором Нижнетагильских горных заводов, выучившись в
Санкт-Петербургской Академии художеств. С его появлением в Нижнем Тагиле
стали возникать здания и ансамбли, выполненные в стилевых формах
классицизма.
Дом представляет собой прямоугольный в плане
двухэтажный объем с подвалом на бутовом фундаменте под четырехскатной
металлической кровлей. Здание кирпичное, оштукатуренное. С юга к нему
примыкает двухэтажный пристрой сеней. Главным является восточный фасад.
Композиция его симметрична. Ось симметрии составляет небольшого выноса
ризалит, завершенный треугольной формы фронтоном с модульонами по
карнизу и арочным окном в тимпане. Первый этаж ризалита выделен рустом,
второй украшает балкон с металлической решеткой в форме колец на кованых
кронштейнах. Оконные проемы прямоугольной формы. На первом этаже они
имеют завершение в форме замковых камней. Окна второго этажа оформлены
рамочными наличниками с сандриками как прямоугольной формы, так и в виде
треугольного фронтона. Большого выноса карниз кровли с горизонтальными
тягами украшен модульонами.
В 1960 г. на здании установлена
мемориальная доска из белого мрамора: «Здесь жили крепостные
изобретатели Черепановы, Ефим Алексеевич и его сын Мирон Ефимович. В
1834 г. они изобрели первый в России паровоз и первую железную дорогу,
связывающую Медный рудник с Выйским медеплавильным заводом». Сейчас в
здании расположен музей, а на территории усадьбы выставлен изобретенный
Черепановыми паровоз.
(по материалам книги "Свод памятников истории и культуры Свердловской области". Т2. – «Сократ», 2008.
Не нашли ответ?
Похожие вопросы