"Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль" Одинакова ли инотация этих строк? Как передано раздумье поэта?

"Я полон дум о юности веселой но ничего в прошедшем мне не жаль" Одинакова ли инотация этих строк? Как передано раздумье поэта?
Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость
Это стихотворение лирическое и философское. Природа стала помощницей поэта в его раздумьях о жизни и смерти, о творчестве и бессмертии.  В первой строфе дана обобщенная картина поздней осени, которая передает печальное настроение лирического героя:  Отговорила роща золотая  Берёзовым, весёлым языком,  И журавли, печально пролетая,  Уж не жалеют больше ни о ком.  Строфа основана на золотом, ярко- жёлтом цвете. Осеннее золото - это венец жизненного пути, пора увядания, но не дряхлого, а возвышенного и торжественного. Это и символически возвышенное определение прекрасного и цвет осени.  Но всё-таки, стихотворение больше грустное, чем торжественное: тема странника, бесприютности (« печально пролетая, не жалеют больше ни о чём»), подчеркнутая холодным цветовым эпитетом: «над голубым прудом», не позволяет бесконечно радоваться золотым краскам осени.  О всех ушедших грезит конопляник  С широким месяцем над голубым прудом.  Одиночество и бесприютность лирического «я» особо ощутима в строфе, где лирический герой один среди осенней голой равнины:  Стою один среди равнины голой,  А журавлей относит ветер в даль,  Я полон дум о юности весёлой,  Но ничего в прошедшем мне не жаль.  Явно возникает мысль о том, что лирический герой начинает новую жизнь, но он не отвергает своё прошлое. Он с теплой грустью вспоминает о весёлой юности.  Стою один среди равнины голой,  А журавлей уносит ветер в даль…  Но всё же, чувствуется некая беспомощность, ведь «журавлей относит ветер вдаль» - не сами журавли улетают отсюда... Наверное, и сам лирический герой не властен над самим собой в эти минуты.  Соотнесение весны в душе человека (“души сиреневая цветь”) , и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ:  В соду горит костёр рябины красной,  Но никого не может он согреть...  Кажется, в словах «никого не может он согреть» - высшая степень безысходности. В этих строках Сергей Александрович Есенин делает особый акцент на ярко-красный цвет, который особенно выделяется на фоне всеобщей желтизны («от желтизны не пропадёт трава»). Часто в художественной литературе красный – это цвет тепла, счастья и радости, но поэт нашёл ему другое применение. У Есенина красный, хоть и пламенный, горящий, но всё же какой-то безжизненный, не дающий ни тепла, ни жизненной силы.  В стихотворении поэт раскрывает тему увядания природы.  Но строка:  Не обгорят рябиновые кисти...  - несколько противоречит предшествующим мыслям о том, что всё увядает, пустеет. Возникает утверждение того, что роща не может отговорить навсегда и человек не может  не жалеть о прошедшей молодости. Несмотря на отрицание, всё-таки вызываются представление о сожженном, невольно возникает ассоциация с чем-то чёрным и хмурым.  Тихое падение листьев доносит до читателей мотив некогда сильных порывов любви.  Всё вдруг завершается темой двух главных стихий: времени и ветра, они переводят действие в иное «космическое» измерение.  И всё же мы возвращаемся к настоящему времени, к жизни, хотя и отговорившей.  Концовка стихотворения кажется довольно трагической, но сами воспоминания о прошумевшей, процветшей жизни наводят на приятные, хоть и грустные мысли. И пусть жизнь прошла, но она была яркой и весёлой.
Не нашли ответ?
Ответить на вопрос
Похожие вопросы