Дипломная работа: Методика обучения технике выполнения броска через спину в борьбе дзюдо
Содержа ни е
Введение
1. Литературный обзор
2. Цель, задачи и методы исследования
2.1 Цель и задачи
2.2 Методы исследования
3. Методика обучения
Список литературы
Введение
Дзюдо с остоит из брос ков, борьбы лежа и каты - демонстрации приемов. В реализации этих ф ункций дзюдо участвуют все органы и все час ти тела. При рациональ ных тренировках ф ункциональная деятельнос ть человеческого организма сохраняется на необходимом уровне, что укрепляет здоровье и с оздает ус ловия для плодотворной работы. Укрепление здоровья через тренировки - одна из важных задач дзюдо.
Термин " тренировка", как и многие другие, неоднозначен. Этим словом чаще всего обозначают процес с уп ражнения или приучения. То есть в данном случае спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применитель но к спортивной деятельности. (8, стр. 6).
Тренировка борца - это с пециализированный процесс всестороннего физичес кого развития, направленный на дос тижение высоких спортивных резуль татов. Средствами в тренировке борца служат общеразвивающие и специаль ные упражнения, уп ражнения непос редс твенно в схватке, а также услови я, в которых тренируются спортсмены (отдых между упражнениями; мероприятия, способс твующие вос становлению - активный отдых, массаж). Характер применяемых с редств тренировки, их направленность, а также содержание и результат тренировки завис ят от методов их ис пользования. Особенность тренировочной нагруз ки в борьбе состоит в ее всестороннем воздействии на организм с портсмена.
Современный п оединок характеризуется действиями борцов, - которые отстаивают противоположн ые с портивные интересы , применяя разнообразные приемы техники и тактики. Многообразие возникаю щих в ходе схватки ситуаций, предъявляет высокие требования к общей и специальной подготовленности борца. Любая встреча на ковре может закончить ся за считанные секунды или продолжаться всю схватку. Борец проводит поединки со спортс менами разной физической и техничес кой подготовки.
Характерной чертой современной борьбы являетс я сокращение времени соревновательной схватки и повышение требователь ности судей и эф фективности действий борцов. Вс ледствие этого значительно увеличил ась длительность учебных и тренировочных занятий по борьбе (20).
Подготовка хорошего мастера по борьбе - это длитель ный творчес кий процесс, предусматривающий привлечение юношей к занятиям борьбы в раннем воз расте, обеспечение всестороннего их развития и спортивного долголетия.
"В борьбе, на ос нове структуризации конфл икта поединка в спортивных единоборствах В.Л. Дементьев и 0. Б. Малков выделяют объем достаточной и необходимой техники. Объем дос таточной техники подразумевает минимальную с овокупность технических действий, обеспечивающих борцу решение тактических задач, возникающих в поединке. Этот объем аналогичен элементарному набору технико-тактичес ких дейс твий, так как позволяет вес ти единоборс тво с с оперником, но еще не являетс я необходимым объемом дл я дости жения спортивного мастерства. Объем необходимой техники представляет собой совокупность технических действий, которые с портсмен может ус воить с учетом и его индивидуальных ос обенностей". (14, стр.6).
Основные элементы дзюдо являются составными частями сложных координированных движений учас тника единоборства, реагирующего, исходя из с воих индивидуальных ос обенностей, на перемещения, захваты, повороты и т.д. противника. Формируется самобытная, присущая только данной мес тности техника исполнения при емов (4, стр. 14).
На международных турнирах по дзюдо побеждают спортсмены, с пособные атаковать противника комбинациями техничес ких действий, а не отдельными приемами.
Высокие требования предъявляютс я к качеству выполняемых брос ков и способности полноценно атаковать на протяжении каждой схватки до пос ледней секунды. Все это требует поиска новых, более рациональных путей подготовки спортсменов к с оревнованиям (1, стр.69). Исходя из всего этого определяютс я этапы подготовки, которым соответствует возраст, стаж занятий, уровень с портивной подготовки. Здесь проводится общая и специальная подготовка к изучению техники дзюдо. Проходит отбор для дальнейшей специализации, а также ряд других мероприятий, соответс твую щих целям и задачам данного периода. В зависимос ти от ус ловий для занятий и методики в обучении этот этап может начинаться и в более раннем возрасте.
12-15 лет - этап началь ного изучения техники дзю до. В это время изучается клас сическая техника дзюдо, которая может преподаваться в виде поясов.
15-1 7 лет - этап углубленного изучения техники дзю до, ее с овершенс твования, когда идет изучение неклассической техники закладывается база технической подготовки и т.д.
17-20 лет - этап с портивного совершенствования индивидуаль ного мастерс тва с широким применением тактики, закладывается база соревновательной подготовки. Хорошо подготовленный спортсмен в этом возрасте может показать выс окие результаты.
Объем нагрузки на этом этапе достигает своих максимальных ве личин.
20 - 22 года - этап наибольшей готовности (рекордный). Если по всем этапам подготовка велась без с рывов, то спортсмен в этом возрас те должен показывать наивысшие результаты и выполнить норматив мастера спорта международного класс а (10, с тр. 14-15).
1. Литературный обзор
Тренировка дзюдо (рэнсю) подразделяется на три вида: разучивание, учебные с хватки и вольные с хватки. Разучивание соответствует отработке ос новных элементов каждого приема, как правила без проведения бросков (учикоми), воль ные с хватки отработке приемов в с хватке с разными партнерами (рандори). Промежуточной формой тренировки являетс я учебная с хватка, основная задача которой - закрепление приемов в запрограммированной с итуации по указанию тренера. Наиболее рациональной представляется с хема: разучивание - учебные схватки - вольные схватки. (2, стр.1 4).
В теории и практике физичес кого воспитания и с порта, как известно, под двигатель ным навыком понимается такое владение техникой, при котором управление движением прои сходит автоматизирование; а действия отличаются выс окой стабильностью и надежностью. (6)
Формирование навыка неразрывно связано с обучением, а обучение в процес се физического воспитания обеспечивает одну из его главных с торон - физическое образование. Центральное место в этом процессе занимает обучение движениям, которые применительно к физическому воспитанию рассматривается как системное владение человеком рациональных с пособов управления об оими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигатель ных умений, навыков и св язанных с ними знаниями (8).
Исходя из определений данных понятий, мо жно сказать, что при формировании двигательного навыка в процес се обучения основное внимание нужно уделять организации способов управления двигатель ными действия ми или, другими словами, сос тавлению и реализации программы выполнения изучаемого действия. Для этого необходимо изучение мнения специалистов по вопросам обучения как двигатель ным, так и умственным путем (2).
Следуя теории П.Я. Гальперина можно выделить следующие этапы в процессе формирования умственных дейс твий, которые были выделены автором в результате анализа процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренне й интелектуальный план.
При формировании умственного действия выделяются следующие пять этапов:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--