Дипломная работа: Воспитание контроля и самоконтроля в процессе формирования письма у детей с задержкой психического развития
Воспитание контроля и самоконтроля в процессе формирования письма у детей с задержкой психического развития
Глава 1. Обзор литературы по проблеме задержки психического развития (ЗПР) у детей
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
В связи увеличивающимися требованиями к самостоятельной деятельности школьников внимание психологов, дефектологов, психо-неврологов и педагогов стали привлекать дети, которые испытывают особые затруднения в учении. Среди стойко неуспевающих младших школьников около 50% составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Огромный вклад в изучение таких детей внесли Т.А .Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.
Задержки развития пограничные с олигофренией занимают промежуточное положение между умственной отсталостью и интеллектуальной нормой. В соответствии с международной классификацией болезней они обозначаются как "пограничная умственная отсталость" (IQ в пределах 70-80). В современной литературе под этим понимают главным образом замедление темпа психического развития. Г.Е. Сухарева предлагая обозначить пограничные формы интеллектуальной недостаточности как временные задержки психического развития, подчеркивает неоднородность этой группы, в которую наряду с обратимыми изменениями входят случаи относительно стойкой интеллектуальной недостаточности связанные с незрелостью познавательной деятельности. Психическое развитие ребенка идет во взаимодействии 3-х факторов:
наследственный, социальный и воспитание. Нарушение этого единства ведет к ЗПР.
Этиология ЗПР неоднородна. Причины этой формы нарушения развития анализировались такими исследователями, как М.С. Певзнер (1972г), Г.Е. Сухарева (1974г), М.Г. Рейднойм (1977г), Г.А. Власова, К.С. Лебединская (1975г). Существуют врожденные состояния легкой формы психического инфантилизма непрогредиентный вариант детского аутизма. Наряду с этим есть небольшая группа состояний легкой интеллектуальной недостаточности, возникших в постнатальный период под влиянием различных экзогенных факторов, так называемые вторичные ЗПР. Многие специалисты относят к ЗПР только формы, связанные с недостаточностью интеллекта на почве остаточных явлений раннего органического поражения головного мозга. Но следует отметить, что в генезе вторичных задержек развития определяющую роль могут играть различные психогенные и микросоциальные факторы, а также дефекты анализаторов и органов чувств обуславливающих недостаточное поступление необходимой для полноценного развития мозга внешней информации.
Исследованиями Г.Е. Сухаревой установлено, что в основе патогенеза ЗПР лежит дизоонтогенез. Формирование клинической картины определяется тем, что на каком то этапе онтогенеза воздействует та или иная вредность, а также дальнейшим психическим развитием по тем же закономерностям, что и в норме.
Очень важно, особенно при ЗПР, учитывать особенности возрастной динамики состояния - интеллектуальный дефект во многих случаях с возрастом сглаживается вплоть до нормального развития или значительной компенсацией под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина).
Исследования указывают на следующие основные клинические признаки ЗПР:
- запаздывание развития основных психофизических функций;
- эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость мотивации, отсутствие самоконтроля;
- неравномерность развития, парциальность поражения отдельных сторон психической деятельности;
- временный характер большинства состояний ЗПР, свидетельствующий об отсутствии грубых структурных изменений в головном мозге и о функциональном характере нарушений.
1.2 Проблема и задачи исследования детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) позволило установить этиологию и клинические варианты данной формы отклонения в развитии (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер и др.)
Т.А. Власовой и М.С. Певзнер было обращено внимание на роль эмоционального развития в формировании личности ребенка с ЗПР, и значение нейродинамических расстройств (соматогенная астения и церебральная астения) Соответственно были выделены две группы ЗПР:
1. ЗПР, возникающая на основе психического и психофизического
инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности.
2. ЗПР, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приводящих к астеническим и церебро-астеническим состоянием организма.
Различие патогенетических механизмов обуславливало и различие прогноза ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалось как более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При выраженной нейродинамике, особенно стойкой цереброастенической симптоматике, ЗПР оказывалось более стойкой и нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.
В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР
• конституционального происхождения;
• соматогенного происхождения;
• психогенного происхождения;
• церебро- органического происхождения.
Каждый из этих типов ЗПР может быть осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических и имеют свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
Психолого-педагогические исследования выявили характерные, наиболее общие, особенности для детей с ЗПР высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально- волевой сферы, специфические трудности в усвоении учебных предметов, что позволило разработать основные принципы и содержание обучения, воспитания и коррекции недостатков психического развития. (В.И. Лубовский, Т.В. Егорова, Т.Н. Капустина, Н.А. Никашина,Р.Д. Тригер, Н.А. Цьшина, С.Г. Шевченко и др.)
Восприятие у детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, Е.Д. Ханская). Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР нет, ощущения эти достаточно правильные. Но восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа - результат сложного взаимодействия ощущений, относящимся к нескольким органам чувств, а также уже имеющимся в коре головного мозга следов прошлых восприятии. Это взаимодействие и нарушено. Недостатком восприятия является замедление процесса переработки поступающей из органов чувств информации, особенно в условиях зашумления, снижения освещенности, необходимости выделения объекта из фона. Недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания, затрудняют обучение чтению и письму.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--