Контрольная работа: Межкультурные коммуникации 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра ________________________________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ______Культурология________________________________
вариант ________Межкультурные коммуникации______________________
Выполнила студентка
заочной формы обучения
специальности «Экономика и управление
на предприятии (городское хозяйство)»
___Ι___ курса ____ЭУ 12 (з)_____ группы Карпова Е. М
Оценка: _______________________
Рецензент работы
__________ кафедры ____________ _________________
Оренбург
2008
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Культура является продуктом и в то же время детерминантой систем человеческого социального взаимодействия. Как уже отмечалось, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменения являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. И усвоение традиции, и введение нового возможны для человека только в процессе общения.
С самого своего появления человек существует в коммуникации. Общение — сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния, сопереживания и взаимопонимания. В целом это один из важнейших факторов человеческой деятельности.
С культурологической точки зрения общение обеспечивает внутри- и межэтнические связи. Посредством общения передается культурная информация, необходимая для создания пространственной стабильности и культурной интегрированности общества. Специфическая для данной культуры форма общения служит одновременно для консолидации внутри общества и отгораживания его от других, т.е. утверждает его целостность, своеобразие и уникальность. Характер общения определяется на двух уровнях - социальном и культурном.
Проблемами межкультурных коммуникаций занимается этнопсихолингвистика. Внутри нее существуют направления, изучающие различные группы факторов общения. Возникновение такого рода науки вызвано расширением и углублением культурных контактов; проблемами обучения, прежде всего языкового; задачами изучения культурного наследия народов мира; развитием массмедиа, связавших даже наиболее отдаленные точки планеты.
Однако первые попытки создать целостную теорию общения предприняли не этнопсихолингвисты, а социологи. Они впервые выделили цели общения (мотивы):
· стремление реализовать основные жизненные потребности при помощи совместных усилий, т.е. установление связи между людьми в процессе труда для осуществления необходимой совместной деятельности (деловое общение);
· стремление воздействовать на другого человека, чтобы заставить сделать что-либо (непосредственное и опосредованное стремление);
· сама потребность в общении, удовлетворение эмоциональной функции общения, стремление приблизить к себе человека.
Таким образом, общение - коммуникативная деятельность по обмену сведениями, цель которой - изменение поведения собеседника. Общение есть форма существования общества. Процесс общения происходит с использованием определенных средств (сигналов): коммуникативных - средств межличностного общения, воспринимаемых и понимаемых в соответствии с замыслом адресанта, речь; информативных - средств внутри личностного общения, читаемых помимо желания адресанта, например, оценка поведения с точки зрения принятых норм.
Между общающимися существует определенный социальный символизм. Коммуниканты намеренно демонстрируют свои мнимые или действительные качества, стремясь выполнять действия так, чтобы они были восприняты однозначно.
Система общения как знаковая состоит из вербальной коммуникации, речи, невербальной коммуникации (кинесика - язык жестов, мимика, визуальное общение).
Единицей общения является коммуникативный акт, включающий получателя, отправителя, форму сообщения (вербальная, невербальная), канал связи, код, тему, обстановку (сцену) - контекст. Понятие контекста выходит на первый план, когда коммуниканты принадлежат к разным культурам, при этом контекст понимается широко.
Известно, что чужая культура усваивается только в процессе деятельности, когда отчетливо проявляется национально-культурная специфика народа. Деятельность может выступать и как социальное взаимодействие индивидов, и как речевое. При этом речь обладает статусом действия.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--